Адажио соль минор и Ремо Джадзотто

 

пластинкаАдажио соль минор… Эта фраза часто ассоциируется с известным произведением. Адажио соль минор для органа и струнных – таково его официальное название. Необычайно выразительная музыкальная пьеса очень популярна и часто исполняется. Авторитетные музыковеды немало лет спорили на тему истинного авторства этой бессмертной музыки. Объявляя в концертах исполнение Адажио, обычно ставят рядом два имени: Альбинони-Джадзотто. С одной стороны – нельзя забыть жившего более трех веков назад композитора Томазо Альбинони; с другой – необходимо помнить и современника-итальянца Ремо Джадзотто, музыковеда, проделавшего огромную работу по восстановлению найденных нотных отрывков, благодаря чему Адажио обрело новую жизнь. Сегодня будем обсуждать тему: Адажио соль минор и Ремо Джадзотто. Сначала скажем об Альбинони.

Венеция и Томазо Альбинони

Венеция
Венеция
Томазо Альбинони
Томазо Альбинони

Прекрасная Венеция! Здесь, в городе на воде, с узкими улочками и множеством каналов появился на свет Томазо Альбинони. Его отец был удачлив в торговых делах и будущему композитору не приходилось заботиться о хлебе насущном; имея богатый мелодический дар, он мог сколько угодно сочинить прекрасных чарующих мелодий, которые затем использовал в своем творчестве.
Обладая собственными финансами, Томазо не зависел от заказов, не подчинялся прихотям вельмож, а сочинял для души. Аристократы были в восторге от музыки Альбинони, а еще и от того, что многие опусы – сонаты, симфонии — маэстро преподносил им в качестве подарка. Известно, что свой Opus 1 он посвятил кардиналу Пьетро Оттобони, соотечественнику-венецианцу; Opus 2 – герцогу Мантуи Фернандо Карло, а Фердинанд III, герцог Тосканский, получил в подарок Opus 3. Между тем известность Томазо-композитора вышла за пределы Италии. Сочинения печатались без промедления и так же без проволочки исполнялись. Жизнь Альбинони была благополучной, вкус славы он успел узнать еще при жизни.

Безусловно, за триста лет барочная музыка ушла в забытье. Не только Альбинони, но и другие его композиторы-современники – Джованни Баттиста Виотти, Алессандро Страделла, Антонио Вивальди оставили после себя мало памяти. Эту несправедливость решил исправить итальянский музыковед Ремо Джадзотто (1910 – 1998). Его жизнь и разносторонняя деятельность тесно связана с музыкой. В разные периоды он работал на Радио, популяризируя музыку и исполнителей; в университете Флоренции профессор Джадзотто читал курс истории музыки и кроме того был одним из редакторов музыкального журнала. Главный же его интерес состоял в исследовании музыкального творчества итальянских композиторов, живших столетия назад.
Его любимым занятием было копаться в архивах, находя важные сведения о незаслуженно забытых сочинителях музыки, имена которых были названы выше. Помимо биографий этих композиторов, были изданы книги «Музыкальная драма в Генуе в XVII—XVIII вв»1941, «Итальянская музыка в Лондоне во времена Пёрселла» 1965. В область интересов Р. Джадзотто попал композитор Томазо Альбинони, живший в Венеции эпохи барокко.

Адажио соль минор и Ремо Джадзотто

дрезден после бомбежки
Разрушенный Дрезден

Как известно, три дня подряд (13 – 15 февраля 1945) авиация союзников бомбила Дрезден. Разрушения были огромны. Сильно пострадала библиотека, ее архивы. Сразу после войны Ремо Джадзотто принимал участие в разборе завалов, где обнаружил несколько разрозненных листков с нотными записями скрипки и генерал-баса к ним. Дома он тщательно проанализировал фрагменты и реконструировал композицию, назвав ее Адажио. Опубликованное в 1958 году Адажио соль минор для органа и струнных стало сенсацией. Ведь Джадзотто заявил, что это шедевр самого Томазо Альбинони!
Поначалу исполненное сочинение привело всех в восторг. Удивительно стройное по форме и музыкально выразительное произведение. Позже возникли сомнения. Достойно оценив проделанную музыковедом работу, музыкальные критики все же сочли Адажио удачной стилизацией под эпоху барокко, ведь по музыкальной стилистике и структуре известных произведений Томазо – никак нельзя было утверждать, что сочинение, представленное Р. Джадзотто, принадлежит ему. Авторитетные музыкальные критики не раз задавали себе вопрос – почему авторство было отдано Альбинони? Почему эту восхитительную музыку Джадзотто не присвоил себе? На вопрос музыковед не дал ответа. Истинную правду он унес с собой навсегда.

Адажио соль минор – возрождение

Адажио соль минор
Ремо Джадзотто

Итак, по результату музыкального анализа было признано, что Адажио соль минор и Ремо Джадзотто неразрывно связаны. Посвятив долгие годы изучению творчества забытых композиторов ушедших эпох, трудясь над написанием книг о них, — музыковед наиболее близким для себя считал Томазо Альбинони. Безмерно уважая его личность и творчество, Р. Джадзотто дал новую жизнь Адажио, назвав его автором любимого кумира.

Адажио соль минор для органа и струнных получило возрождение благодаря Ремо, за что ему благодарны слушатели по всему миру. Необычайная популярность сочинения объясняется еще и тем, что существуют многочисленные переложения и транскрипции Адажио. Оркестры, ансамбли, вокальное исполнение… Гармония и любовь наполняют душу, когда мы слушаем это произведение. Музыка вечности…

 

Добавить комментарий