Гастон де Латуш — праздничный мир живописи

 

Гастон де Латуш
Веселый праздник

 Гастон де Латуш. Этот французский художник относится к импрессионистам, но так было не всегда. Познакомимся с ним поближе. Изящество и утонченность отличают его картины, а все творчество словно пронизано светом. Мастерски выполненные полотна обладают необычайным колоритом и праздничны по своему содержанию. Да, именно так: веселье и легкость бытия переполняют его живопись, будь то лодочная прогулка или купающиеся молодые девушки; посещение казино или балет, веселый городской праздник или светский бал. Герои художника веселы и жизнерадостны, они не знают забот, живут полной жизнью, неторопливо и безмятежно; и мы любуемся, глядя на них.

картина бал
Бал

Картины создавались в относительно небольшой исторический временной период, который было принято называть в Европе «прекрасной эпохой». Это последние десятилетия XIX и самое начало XX столетия (до Первой мировой войны). Спокойное и даже беспечное времяпровождение, полное развлечений и удовольствий.

художник де Латуш казино
На ужине в казино

Нарядные дамы и господа, бурлящая вечерняя жизнь с посещением оперы и балета, казино и кафе… На светских балах с упоением танцевали под музыку венских вальсов Штрауса.

Гастон де Латуш — начало

Портрет художника
Художник Гастон де Латуш

Родившись в Сен-Клу, в Нормандии (1854), десятилетний Гастон некоторое время учился рисованию; в этом его поощряли родители. Уроки были прерваны Франко-прусской войной, после окончания которой занятия живописью продолжились уже самостоятельно. Фактически он был самоучкой. Поначалу стиль художника был академическим. Явно было подражание голландским мастерам 17 века: жанровые бытовые сценки. По колориту и восприятию картины были довольно мрачноваты и успеха не имели. Гастон де Латуш сжег их почти все после того как стал работать в новом стиле.

трудный переход
Лодочная прогулка

Перемена произошла не сразу. Художники Парижа частенько собирались в столичных кафе, где за бокалом вина общались, спорили по вопросам искусства… О, парижские кафе… Это отдельная, интереснейшая тема! Ведь многие художники были бедны и расплачивались за обед или ужин собственными картинами, благодаря чему многие излюбленные ими кафе могли похвастаться целым собранием живописи. Знали бы они, как через несколько десятилетий взлетит цена на картины импрессионистов! Конечно, в настоящее время стены парижских кафе украшены копиями картин, а сами они радуют посетителей в музеях.
Гастон де Латуш в молодости исправно посещал кафе, завсегдатаями которых были признанные мастера-импрессионисты: Э. Мане и К. Моне, О.Ренуар и Э. Дега. Возможно, это было очень известное кафе «Гербуа» ? Там, на бульваре Клиши, в Cafе Guerbois, уже много лет собирались импрессионисты. Дни встреч – четверг или воскресенье; в эти дни вместе со свитой друзей и почитателей в кафе приходил Э. Мане. Велись оживленные дискуссии, в которых принимали участие и другие знаменитости из художников – Сислей, Писарро; заходили и писатели, например, Э. Золя. Достоверные сведения указывают на то, что молодой живописец получал советы от знаменитых мэтров, в частности, Эдуарда Мане и Эдгара Дега. Результатом общения с ними стал полный отказ Гастона от раннего академизма и переход в стан импрессионистов.

картина де Латуша в саду
В саду

Успех

Конечно, он пришел. Изменение манеры письма повлекло за собой приятные события: картины де Латуша стали известными и были приняты в Салон. Это самая престижная выставка Франции, официальная экспозиция Академии изящных искусств Парижа. Более трех веков, с апреля 1667 года, указом короля Людовика XIV, здесь стали регулярно проводить выставки живописи. Каждый художник, пожелавший известности и славы, обязательно должен был пройти тщательный отбор (творчество имеется в виду) специальным жюри, созданным по решению правительства страны. Именно Салон вершил судьбы художников.

Новая манера письма была вдохновлена живописью художников рококо (А. Ватто и Ф. Буше) и в некоторой мере Пюви де Шаванном.

картина золушка
Золушка в карете

Отныне суровый реализм ранних работ сменил идеализм – светлый, чарующий мир гармонии природы и человека. Парки и сады, античные нимфы, фонтаны, праздничные фейерверки, улыбки на лицах людей – все это эстетически радует, притягивает взгляд, заражает оптимизмом.

Гастон де Латуш — признание

картина встреча
Объятия

Участие Гастона де Латуша В Салонах Парижа в 1884 и 1888 годах, а также почетные Всемирные выставки во французской столице (1889 и 1900 годы) – означали, что к художнику пришло настоящее признание и доказательством этому явилось то, что он получил статус офицера Почетного Легиона с вручение ордена. Произошло это событие в 1909 году, а годом раньше, в Галерее Жоржа Пети, Гастон представил ретроспективу своих работ (более 300) и участвовал в двух грандиозных выставках в Гааге (Boussod и Valadon).

Результатом всего стало получение крупных официальных заказов: красочные декоративные панели украшают залы Елисейского дворца, Версаля, а также Парижского Министерства Правосудия. Огромные полотна и фрески выполнены ярко, красочными широкими мазками и по стилю близки к творчеству О. Фрагонара. Но в душе и памяти зрителей, видевших картины художника, надолго останутся впечатления от яркой палитры картин, созданных тонкой кистью, в любимой собственной манере… Гастон де Латуш – певец гармоничного светлого мира природы и человека, мира садов и парков, мира праздников и увеселений. Кончина живописца произошла в 1913 году; смерть настигла его прямо за мольбертом.

Добавить комментарий