Немое кино и его особенности

 

Немое кино… Поговорим о нем сегодня.  Конечно, никакое кино не было бы возможно без изобретения фотографии в первой половине 19 века. Процесс совершенствовался и вскоре появилась хронофотография, с помощью которой можно было видеть быстрые движения животных и людей. Давайте проследим важные вехи развития кинематографа. За полтора десятка лет (1878 — 1895) мир узнал о таких изобретениях:

  • 1878 — Установив несколько фотоаппаратов, Эдвард Мэйбридж впервые запечатлел на хронофотографическом снимке скачущую лошадь;
  • 1884 — Джордж Истмен создал фотоэмульсионную негативную фотобумагу.
  • 1888 — Луи Лепренс на фотобумаге сделал короткий киноролик под названием «Сцена в саду Роундхэй», а также движение транспорта по мосту Лидс;
  • 1889 — Выпуск первой рулонной фотопленки на целлулоидной основе (прообраз кинопленки). Ее стала выпускать компания Eastman Kodak;
  • 1891 — Изобретение Томаса Эдисона устройства под названием «Кинетоскоп» (первый массовый киноаппарат).
    Фильм «Приветствие Диксона» публика увидела 20 мая;
  • 1894 — США. В Нью-Йорке на Бродвее, а несколько позднее и в других городах (Сан-Франциско, Чикаго) — были открыты так называемые «кабинеты» с несколькими «Кинетоскопами». Зрители могли видеть короткие ролики через окуляр.
  • 1895, 13 февраля. Знаменательный для истории день! Братья Люмьер изобрели аппарат «Синематограф» и получили патент.»Появилась возможность показывать фильмы на экране большому количеству зрителей.
Изобретатели кино братья Люмьер
Братья Люмьер

Зрители и экран! Это было поистине историческое событие. С тех пор развитие кинематографа неуклонно шло вверх. Поначалу фильмы были не более минуты по продолжительности. Сеансы сделали платными, но люди шли с большой охотой; тянулись очереди к «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Постепенно киноленты становились все длиннее. Не вдаваясь в технические детали, скажем, что несовершенство кинопроекторов было таким, что люди через короткое время чувствовали дискомфорт от просмотра. Это было связано еще и вот с чем.
В те времена роль киномеханика была важна наравне с создателем киноленты. Фильм крутили вручную и, чтобы донести до зрителя сюжет и смысл, нужно было правильно подобрать темп проекции, а ведь это целое искусство! Понимали его по-разному: скорость 18-24 кадров/сек — для спокойной аудитории; для более темпераментных и «живых» выбиралась скорость 20-30 кадров/сек. Бывало и так, что ради коммерческих интересов кинопрокатчиков (увеличение «проходимости»залов), фильм ускорялся до 50 кадров/сек, что вызывало сильное искажение движений на экране. Некоторым зрителям нравилось такое мелькание, они хлопали-топали от удовольствия. Но всё это было на заре кинематоографа. Эксперименты прекратились, прокатчики вернулись к скорости проекции, установленной братьями Люмьер — 16 кадров/сек. Так установился всеобщий стандарт для немого кино. К началу Первой мировой войны длительность фильмов была один час.  Одновременно с появлением немого кино появилась и новая профессия — тапер.  Пианист за кулисами,  иногда прямо на сцене, озвучивал действие фильма. Известный композитор Дмитрий Шостакович вспоминал, что в юности подрабатывал тапером.

Тапер озвучивает немое кино

Немое кино — художественные особенности

Какими они были в те времена? Луи Форестье:

«Сюжеты комедий … строились на глупых положениях или на контрастах. Герои … гнались друг за другом, падали в речку или в грязную лужу; жена избивала мужа, приходившего домой пьяным; героя обливали водой при проходах его по улицам и садам; муж (что было обычным сюжетом) ссорился с тёщей, ссора оканчивалась, как всегда, дракой и победой тёщи».

Собственно, кинематограф играл роль ярмарочного аттракциона. Заработок был быстрым из-за наплыва публики и постановщики сюжетов (будущие режиссеры) не слишком озабочивались серьезностью тематики.
Какой-то особый драматический талант от исполнителей не требовался; гораздо важнее было эффектное падение перед камерой или метание торта в кого-нибудь. Кинопроизводители конкурировали между собой, благодаря чему сюжеты стали совершенствоваться в лучшую сторону. Тем не менее профессиональные театральные артисты не жаловали (пока что) кино. Процитируем снова слова кинооператора Луи Форестье, хорошо знавшего немой кинематограф:

«Крупные театральные артисты не интересовались кино, даже презирали его. От них часто можно было слышать: «Кино — это дело для ярмарочных балаганов». Да и кого из серьёзных актёров мог заинтересовать низкий художественный уровень тогдашней кинопродукции и сравнительно низкая оплата актёрского труда на кинофабриках?»

В основном на съемках были заняты рабочие театров, цирковые и эстрадные артисты. Актерская игра представляла собой пантомиму особого вида: необычайная выразительность движений, жесты и мимика помогали общаться со зрителями. Кстати сказать, мастерство такой пантомимы было иногда на высоком уровне.

Немое кино — изобразительные возможности

Немой фильм кадр
Кадр из фильма

С конца 19 и начале 20 столетия они были примитивными. К деревянной раме крепился покрашенный серым или коричневым фоном холст. Чтобы вся декорация была видна в кадре, киноаппарат устанавливался особым образом. В нижнем правом углу указывалась торговая марка студии. Средние и крупные планы в то время отсутствовали; персонажи снимались в полный рост и могли передвигаться лишь в определенных границах, которые обозначались прибитыми к полу планками. Если ноги оказывались «отрезаны» — дубль считался испорченным. В первые годы создания фильмов искусственного освещения не было; обходились естественным дневным, проходившим через стеклянную крышу (подобная ситуация была и с фотоателье). Ортохроматическая пленка, используемая для съемки, была нечувствительна к красному цвету, поэтому, для достоверности деталей изображенного лица (губы, глаза) — использовался специальный грим.

Немое кино титрыСледующим важным событием в развитии немого кино стало появление интертитров (текстовых вставок), поясняющих сюжет; с их помощью воспроизводились также реплики героев. В специальных мастерских прокатчики заказывали монтаж фрагментов с титрами, которые затем вставлялись в фильм. Таким образом, удавалось здорово сэкономить при закупке зарубежных картин. Кинофабрика Ханжонкова стала лидером в производстве интертитров.

Постепенно немой кинематограф занял равноправное место среди других жанров искусства. Значительно усовершенствовалась киноаппаратура и как следствие, немое кино обогатилось новыми изобразительными приемами: панорама, ракурс, средний и крупные планы. Кинооператор перестал быть лишь техническим специалистом и перешел в ранг соавтора режиссера. Известные актеры стали считать для себя ппрестижным сниматься в немом кино. Русское немое кино гордится созданными шедеврами первого десятилетия 20 века. «Мать» режиссера Пудовкина, «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, «Рождение нации «Гриффита оказали положительное влияние не только на немой кинематограф, но и на будущий звуковой.

Давайте посмотрим фрагмент фильма «Броненосец Потемкин»
https://youtu.be/w2C5GLg4uDk

Вытеснение немого кино звуковым

Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Однако даже первые попытки применения звука в фильмах воспринимались режиссерами крайне негативно. Они правильно считали, что немое кино есть самая чистая форма кинематографа и появление звука лишит прежних достижений в киноискусстве, звуковые фильмы потеряют интернациональность. Голливуд всерьез опасался потери своих доходов из-за возможного сокращения экспорта кинокартин. В России советские кинодеятели Г. Александров, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин выступили в 1928 году со «Звуковой заявкой», в которой заявляли о возможном снижении художественного качества звуковых фильмов.

И все же эпоха звукового кино неуклонно приближалась. Первые картины со звуком имели много погрешностей, но технология изготовления фильмов шла вперед. В широком прокате в 1927 году демонстрировалась американская кинолента «Певец джаза», а в 1931 советский кинематограф выпустил свой первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». До середины 1930х годов русское немое кино по-прежнему существовало и фильмы без звука регулярно создавались.

Мы рассмотрели с вами особенности немого кино. Не лишним будет напомнить, что знаменитой актрисой русского немого кино была Вера Холодная. Вы можете прочитать две статьи об этой удивительно красивой, талантливой женщине:

http://ankalev.ru/biografiya-veryi-holodnoy.html

http://ankalev.ru/vashi-paltsyi-pahnut-ladanom.html

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*