Немое кино и его особенности

немое кино
кадр из фильма с участием Веры Холодной

Немое кино и его особенности – тема сегодняшней статьи. Впервые кино как искусство зародилось на Западе еще в XIX веке. Конечно, никакое кино не было бы возможно без изобретения в первой половине XIX века фотографии. Процесс совершенствовался и вскоре появилась хронофотография, с помощью которой можно было видеть, как быстро двигаются люди и животные. Давайте проследим, как шло развитие немого кинематографа и отметим важные вехи. За полтора десятка лет (1878 — 1895) мир узнал о таких изобретениях:

  • 1878 – При установке нескольких фотоаппаратов, впервые была запечатлена на скачущая лошадь; сделал это на хронофотографическом снимке Эдвард Мэйбридж.
  • 1884 – Создана фотоэмульсионная негативная фотобумага Джорджем Истменом.
  • 1888 – Создание коротких кинороликов на фотобумаге. Это были «Сцена в саду Роундхэй», и «Движение транспорта по мосту Лидс»;
  • 1889 — Выпуск компанией Eastman Kodak первой рулонной фотопленки;
  • 1891 – 20 мая демонстрировался фильм «Приветствие Диксона» благодаря изобретению Томасом Эдисоном устройства, которое называлось «Кинетоскоп».
  • 1894 — США. В Нью-Йорке на Бродвее, а несколько позднее и в других городах (Сан-Франциско, Чикаго) — были открыты так называемые «кабинеты» с несколькими «Кинетоскопами». Зрители могли через специальный окуляр просматривать короткие ролики.
  • 1895, 13 февраля. Знаменательный для истории день! Изобретение «Синематографа». Братья Люмьер получили патент на аппарат. Теперь можно было показывать фильмы на экране большому количеству зрителей.

Зрители и экран! Это было поистине историческое событие. С тех пор развитие кинематографа неуклонно шло вверх. Поначалу фильмы были не более минуты по продолжительности.

немое кино
Синема в Париже

Сеансы сделали платными, но люди шли с большой охотой; на бульваре Капуцинов в Париже тянулись очереди к «Гран-кафе», где демонстрировались фильмы. Постепенно киноленты становились все длиннее. Не вдаваясь в технические детали, скажем, что несовершенство кинопроекторов было таким, что люди через короткое время чувствовали дискомфорт от просмотра. Это было связано еще и вот с чем.

В те времена роль киномеханика была важна наравне с создателем киноленты. Фильм крутили вручную и, чтобы донести до зрителя сюжет и смысл, нужно было правильно подобрать темп проекции, а ведь это целое искусство! Понимали его по-разному: скорость 18-24 кадров/сек — для спокойной аудитории; для более темпераментных и «живых» выбиралась скорость 20-30 кадров/сек. Бывало и так, что ради коммерческих интересов кинопрокатчиков (увеличение «проходимости»залов), фильм ускорялся до 50 кадров/сек, что вызывало сильное искажение движений на экране. Некоторым зрителям нравилось такое мелькание, они хлопали-топали от удовольствия. Но всё это было на заре кинематографа. Эксперименты вскоре прекратились, прокатчики вернулись к скорости проекции, установленной братьями Люмьер — 16 кадров/сек. Для немого кино это стало всеобщим стандартом. Длительность кинофильмов установилась в один час.

деятели киноРусское немое кино появилось гораздо позже западного, предположительно в 1907-1908 годы, но сразу, без раскачки, сделало решительный рывок вперед. О российском немом кино будет отдельная статья, так же как и о выдающихся актерах западного и отечественного немого кинематографа будет рассказано отдельно. Скажем только, что западные немые фильмы активно закупались и показывались российскому зрителю.

кино профессия тапер
тапер

В киноиндустрии появилась новая профессия — тапер. Пианист за кулисами, иногда прямо на сцене, озвучивал действие фильма. Известный композитор Дмитрий Шостакович вспоминал, что в юности подрабатывал тапером.

Немое кино — художественные особенности

Какими они были в те времена? Процитируем Луи Форестье:

Сюжеты комедий … строились на глупых положениях или на контрастах. Герои … гнались друг за другом, падали в речку или в грязную лужу; жена избивала мужа, приходившего домой пьяным; героя обливали водой при проходах его по улицам и садам; муж (что было обычным сюжетом) ссорился с тёщей, ссора оканчивалась, как всегда, дракой и победой тёщи.

сцена из немого фильма
кадр из фильма

Собственно, кинематограф играл роль ярмарочного аттракциона. Заработок был быстрым из-за наплыва публики и постановщики сюжетов (будущие режиссеры) не слишком озабочивались серьезностью тематики.
Какой-то особый драматический талант от исполнителей не требовался; гораздо важнее было эффектно упасть перед камерой или метнуть кусок торта в кого-нибудь. Кинопроизводители конкурировали между собой, благодаря чему сюжеты стали совершенствоваться в лучшую сторону. Тем не менее профессиональные театральные артисты не жаловали (пока что) кино. Процитируем снова слова кинооператора Луи Форестье, хорошо знавшего немой кинематограф:

Крупные театральные артисты не интересовались кино, даже презирали его. От них часто можно было слышать: «Кино — это дело для ярмарочных балаганов». Да и кого из серьёзных актёров мог заинтересовать низкий художественный уровень тогдашней кинопродукции и сравнительно низкая оплата актёрского труда на кинофабриках?

В основном на съемках были заняты рабочие театров, цирковые и эстрадные артисты. Актерская игра представляла собой пантомиму особого вида: жесты, мимика, выразительность движений помогали общаться со зрителями. Кстати сказать, мастерство такой пантомимы было иногда на высоком уровне.

Немое кино — изобразительные возможности

С конца 19 и начале 20 столетия они были примитивными. К деревянной раме крепился покрашенный серым или коричневым фоном холст. Чтобы в кадре была видна вся декорация, киноаппарат ставили особым образом. Обычно внизу справа указывалась торговая марка студии. Средних и крупных планов в то время не было; героев снимали в полный рост и передвигаться они могли лишь в определенных границах. Их обозначали прибитые к полу планки. Если ноги оказывались «отрезаны» — дубль считался испорченным. Искусственного освещения при создании фильмов в те годы еще не было; обходились естественным дневным, который проходил через стеклянную крышу (подобная ситуация была и с фотоателье). Ортохроматическая пленка, используемая для съемки, была нечувствительна к красному цвету, поэтому, для достоверности деталей изображенного лица (губы, глаза) — использовался специальный грим.

важное событие интертитры
интертитры

Следующим важным событием в развитии немого кино стало появление интертитров, поясняющих сюжет – важный факт в развитии немого кино. Такие текстовые вставки помогали понять реплики героев. В специальных мастерских в России прокатчики заказывали монтаж фрагментов с титрами, которые затем вставлялись в фильм. Это помогало сэкономить при закупке зарубежных картин. Лидером в производстве интертитров стала кинофабрика Ханжонкова.

Постепенно, среди других жанров искусства немой кинематограф занял достойное место. Значительно усовершенствовалась киноаппаратура и как следствие, немое кино стало использовать новые изобразительные приемы: панораму, ракурс; появились средний и крупные планы. Из технического специалиста кинооператор перешел в ранг соавтора режиссера. Известные театральные актеры открыли для себя немое кино и считали престижным в нем сниматься.
Русское немое кино делало только первые шаги в первом десятилетии XX века, но шаги были уверенными. Фильмы «Мать» режиссера Пудовкина, «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, «Рождение нации «Гриффита оказали положительное влияние не только на немой кинематограф, но и на будущий звуковой.
Давайте посмотрим фрагмент фильма «Броненосец Потемкин»

Вытеснение немого кино звуковым

Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Однако даже первые попытки применения звука в фильмах воспринимались режиссерами крайне негативно. Они правильно считали, что немое кино есть самая чистая форма кинематографа и появление звука лишит прежних достижений в киноискусстве, звуковые фильмы потеряют интернациональность. Голливуд всерьез опасался потери своих доходов из-за возможного сокращения экспорта кинокартин.

В России советские кинодеятели Г. Александров, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин выступили в 1928 году со «Звуковой заявкой», в которой заявляли о возможном снижении художественного качества звуковых фильмов.
И все же эпоха звукового кино неуклонно приближалась. Но до середины 1930х годов русское немое кино по-прежнему существовало и фильмы без звука регулярно создавались.

Немое кино и его особенности, которые мы с вами рассмотрели. Не лишним будет напомнить, что знаменитой актрисой русского немого кино была Вера Холодная. Вы можете дополнительно к теме прочитать две статьи об этой удивительно красивой, талантливой актрисе.

актриса немого кино
звезда немого кино Вера Холодная

Звезда немого кино Вера Холодная

Ваши пальцы пахнут ладаном

 

One comment on “Немое кино и его особенности

  1. В конце эпохи немого кино великие кинематографисты — практически все — достигли уровня, близкого к совершенству. Введение звука поставило их достижения под угрозу. Дело в том, что в тот период блестящее мастерство замечательных художников оттенило жалкое непотребство прочих, и люди малодостойные потихоньку вытеснялись из профессии. Теперь же с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *