Ремо Джадзотто и возрождение Адажио Альбинони

 

Композитор Альбинони
Томмазо Альбинони

Ремо Джадзотто и Адажио Альбинони — они стоят рядом! Современный итальянский музыковед, возродивший к жизни эту бессмертную музыку и само сочинение с официальным названием «Адажио соль минор для органа и струнных». В концертах объявляют имя автора по-разному: Томмазо Альбинони, или же добавляют: Альбинони-Джадзотто. Да, несколько десятилетий подряд авторитетные музыковеды многих стран вели спор: кому же принадлежит авторство этой пьесы? Самому Т. Альбинони, жившему более трех веков назад в Венеции или же Р. Джадзотто, нашему современнику (1910 – 1998), умершему не так уж давно?

Давайте вспомним, как все было.

Ремо Джадзотто Адажио
Ремо Джадзотто

 

Томмазо Альбинони

Волею судьбы его родиной стала прекрасная Венеция, воспетая знаменитыми поэтами и запечатленная на полотнах таких же знаменитых мастеров живописи.

Венеция город на воде
Венеция

Этот город на воде до сих пор будоражит воображение. Тесные улочки итальянского города с многочисленными каналами, множество церквей и храмов создают неповторимое впечатление, привлекая туристов. Здесь родились, жили и творили многие ставшие впоследствии известными люди из мира искусства. В эпоху барокко, например, триста лет назад здесь жили Томмазо Альбинони и Антонио Вивальди… Родившийся в семье богатого промышленника Т. Альбинони с детства не знал нужды и музыкой занимался для души. Был финансово независимым и, сочиняя музыку, не подстраивался под вкусы богатых аристократов. Он просто посвящал свои опусы тем, с кем дружил. Не добивался Томмазо и места службы органистом при каком-нибудь соборе.., а ведь многим музыкантам того времени приходилось делать это.

Музыка Т. АльбинониДля Альбинони музыка была всем. Сочинялось ему легко. Музыкальное наследие композитора велико: большое количество опер, инструментальных концертов, симфоний и сонат. Редкий мелодический дар позволял ему создавать неповторимые чарующие мелодии, которые позже использовались им в сонатах, симфониях и операх. Жизнь композитора была благополучной, без проблем. Каких-либо жизненных подробностей к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что состоял в браке; кроме Венеции, жил еще в Вероне и в городах Германии. Постепенно популярность музыки Альбинони проникла и за пределы Италии. Громкой славы он не получил, но стал по-настоящему известен; его сочинения регулярно издавались и исполнялись. Прожив достойную жизнь, композитор нашел упокоение в родной Венеции.

Ремо Джадзотто

Тоже итальянец, Р. Джадзотто связал свою жизнь с музыкой. Он был талантливым музыкальным критиком, писал книги о незаслуженно забытых итальянских композиторах, какое-то время редактировал музыкальный журнал и трудился на радио. Неожиданно известным он стал в 1958 году, когда заявил всему музыкальному миру о неожиданной находке. По словам Ремо, он обнаружил шедевр эпохи барокко. Произошло это при разборе завалов Дрезденской библиотеки, которая сильно пострадала во время бомбежки города.

Ремо Джадзотто Дрезден
Разрушенный Дрезден

Обнаруженные обрывки нотных листов с записью музыки Ремо Джадзотто реконструировал в полноценное сочинение, фактически возродив его к жизни, после чего объявил, что это неизвестное до сих пор произведение принадлежит самому Альбинони. Музыка была исключительно хороша! Поначалу все поверили и никакого сомнения в авторстве венецианца не возникало.

Ремо Джадзотто и Адажио соль минор стали очень популярны за довольно короткий срок. Одухотворяющая божественная музыка покорила всех. Адажио стали включать в свой репертуар многие оркестровые коллективы. Так, при содействии Р. Джадзотто началось возрождение этого сочинения.

Ремо Джадзотто и заключение музыковедов

Ремо Джадзотто Адажио
Инструмент орган

Исследователи музыки тоже были несказанно удивлены. Как из маленького нотного фрагмента вдруг появилось на свет такое стройное по форме и выразительное по музыке сочинение? Естественно, у музыкальных авторитетов появились сомнения. Возможно ли, что произошла мистификация? Что Джадзотто просто произвел стилизацию найденной нотной записи под барочную эпоху? Ведь венецианский маэстро оставил после себя значительное наследие и оно сохранилось. Чтобы развеять сомнения и добиться правды, музыковеды тщательно проанализировали структуру и музыкальный стиль Альбинони и пришли к выводу, что ни по каким параметрам адажио соль минор не могло принадлежать ему. Конечно, добивались разъяснений у самого мистификатора, как он был назван, но никаких ответов от Ремо не было получено.

Remo Džadzotto и Адажио соль минор

Венеция ннабережная
Старая Венеция

В сегодняшнем XXI веке все страсти по вопросу мистификации давно улеглись. Ремо уже нет на свете более двух десятков лет и проделанная им кропотливая работа с удачной оркестровкой найденного отрывка была оценена по достоинству. Ведь музыка Адажио — превосходна! Что и говорить — за три века творчество Томмазо основательно забылось; занимаясь много лет составлением его биографии, изучая по крупицам факты его музыкальной деятельности в эпоху барокко, Р. Джадзотто испытывал глубокое уважение к человеку, жившему до него три столетия назад. Поэтому он проделал необходимую работу по реконструкции нотного отрывка и явил музыкальному миру изумительное по красоте и выразительности музыкальное сочинение, восхитившее миллионы слушателей. Отдавая авторство своему кумиру, Ремо не испытывал никаких сомнений; лишь радость поселилась в его сердце.

Ремо Джадзотто и  возрождение Адажио Альбинони поистине бесценно. Существует десятки переложений и транскрипций этого известного сочинения. Оно исполняется разными по составу оркестровыми коллективами и вокальными солистами. Эта восхитительная музыка трогает до глубины души. Давайте послушаем Адажио… Оно рассказывает нам о вечности, любви и гармонии.

Уважаемые читатели! Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям в социальных сетях, нажимая на кнопки. Также вы можете подписаться на обновления сайта «УЗНАЕМ БОЛЬШЕ об ИСКУССТВЕ» (справа вверху) и вы всегда будете в курсе новинок.

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*