Жанна Самари на портретах Ренуара

У настоящего художника особое вИдение красоты. Истинное мастерство живописца заключается в способности увидеть, отличить ту красоту, которая не видна окружающим людям. Способность создавать прекрасные портреты, на которые можно любоваться спустя столетие. Таким был Пьер Огюст Ренуар, французский импрессионист. Жанна Самари на полотнах Ренуара… Свою модель художник писал трижды. Самый известный портрет хранится в ГМИИ им. Пушкина. Кто же она, эта прекрасная молодая женщина, которую обессмертил на своих полотнах известный художник? Жанна родилась в артистической семье, все ее ближайшее окружение было связано с театром, да и сама она к 1877 году (году знакомства с художником) была уже популярной актрисой парижского театра «Комеди Франсез». Ей было суждено прожить всего 33 года (умерла от тифа). Жанна навсегда осталась молодой; ее можно считать символом парижанки — изысканной, кокетливой француженки.

Жанна Самари
Портрет Жанны Самари
ГМИИ им. Пушкина

 

Между тем ее пленительно-нежный портретный образ существенно отличается от реального. Вот фото Жанны, сделанное французским фотографом (и знаменитым!) Феликсом Надаром. Что же мы видим? Заурядное лицо с простыми чертами, полноватая фигура… напоминает женщину «из народа».

фото Жанны Самари
Жанна Самари 1877
фото Феликса Надара

Почему же эта девушка сумела вдохновить Ренуара? Что увидел в ней стройный романтический красавец-художник, каким он сам выглядел в те годы? По-видимому, художественное чутье подсказало Пьеру Огюсту то неуловимо-привлекательное в характере и внешности Жанны, что можно выразить только кистью и красками.

Знакомство

С 14 лет Жанна училась в театральной школе, а в 18 состоялся ее дебют в пьесе Мольера. В свои 20 лет актриса Жанна Самари уже была весьма известна зрителям, приходившим на спектакли в театр «Комеди Франсез». Ей особенно удавались роли субреток — хитрых и бойких служанок при господах, с ловкостью оказывающих им помощь в любовных интригах. Это было ее основное актерское амплуа. На сцене она перевоплощалась.О Жанне-актрисе много говорили; например, Дюма-сын «шутливо»выразился так:

«Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»

Первая их встреча произошла в салоне мадам Шарпантье. Супруг мадам успешно издавал французскую литературу и одним из первых оценил качество живописи импрессионистов. Приобретая их работы, он собрал внушительную коллекцию полотен импрессионистов. В Париже мадам Шарпантье держала салон, как было модно в то время. У нее собиралась элита французской столицы: музыканты, художники, актеры и литераторы. Там, возможно, Ренуар и увидел Жанну.

Художник Ренуар
Поль Огюст Ренуар

Во всяком случае, его сын Жан Ренуар пишет об этом в своей книге воспоминаний. Он предполагает, что встречу художника и актрисы сделали намеренно. Семья девушки хотела видеть Пьера Огюста своим зятем? Как бы то ни было, встреча состоялась. Все было прилично.
Ж. Самари пригласили в салон как актрису — прочитать стихи присутствовавшего там поэта. Потом состоялась беседа с художником… Кстати сказать, Жанна уже не раз была моделью у живописцев, но их работы ей были не по душе. По ее словам, они не производили впечатления, которым славились импрессионисты: свежесть красок, лучезарность тонов и непосредственность самой модели. Вскоре после той первой знаменательной встречи в январе 1877 Пьер Огюст Ренуар принялся писать портрет актрисы Жанны Самари.

Жанна Самари на портретах Ренуара

Перед нами первый портрет актрисы. Он выглядит немного буднично. Скромная Жанна в темной одежде, которую оттеняет белый воротничок и большой алый бант. Рыжие волосы, небрежная прическа и милый непосредственный взгляд молодой актрисы. Этот маленький портрет сейчас находится в коллекции театра Комеди Франсез.

актриса Жанна Самари
Портрет Жанны Самари

Ренуар приходил на улицу Фрошо, где жила семья Самари, быстро кивал консьержке, звонил в квартиру и с нетерпением приступал к работе, зачастую забывая поздороваться. Он был увлечен, ему хотелось видеть свою модель в привычной для нее домашней обстановке, хотя освещение комнат его совсем не устраивало; художнику приходилось мириться с этим и он упорно делал эскизы.
Пьер Огюст совсем не любил Комеди Франсез, но опять же ему хотелось наблюдать свою модель при свете рампы; видеть ее движения, слышать речь, поэтому его часто можно было заметить на спектаклях.

«По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки… По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!»

И все-таки работа над портретом художника не удовлетворила и вскоре, через месяц, он вновь берется за кисть.

Теперь он просит свою модель приходить позировать к нему в мастерскую на улице Сен-Жорж, поскольку она находилась совсем недалеко от дома актрисы. Художник работал с необычайным вдохновением. Он самозабвенно творил и сердился, когда Жанна иногда пропускала сеансы. Работая над портретом, Пьер Огюст чувствовал себя совершенно свободным как художник, смело сопоставляя розовые, зеленые, синие краски, нанося их на холст мелкими мазками. Он хотел запечатлеть цветущую красоту Жанны — сияющие синие глаза, алые губы, золото рыжеватых волос и нежный румянец. Друг художника Ж. Ривьер вспоминает:

» Она приходила позировать рано утром и надевала розовое платье, которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица. «Луч солнца», – говорил Ренуар. Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот.»

Известно, что картины импрессионистов надо смотреть с определенного расстояния, тогда они производят гармоничное цветовое впечатление: все мелкие мазки сливаются и зритель получает именно тот образ, которого добивался художник. Вот и на этом портрете модель изображена на розовом фоне в легком открытом платье зеленовато-голубых оттенков; от ее открытых рук и свежей кожи словно исходит тепло. Актриса показана естественной и нежной. Подперев щеку рукой, она с легкой улыбкой смотрит на нас. Разлетающиеся короткие золотистые волосы и непринужденный взгляд вызывают восхищение. Мастерство художника велико; с полным правом этот портрет можно назвать шедевром (самый верхний портрет).

Третий портрет создан в 1878. Актриса представлена в полный рост на фоне театрального интерьера. Здесь Жанна тоже очень привлекательна. Ее стройная фигура слегка наклонена, кажется, актриса приближается к зрителю. Мы видим Ж. Самари в дорогом вечернем платье с глубоким декольте и длинным шлейфом. Золотой поясок подчеркивает тонкую талию… Красочные тона на картине плавно переходят один к другому.

Портрет Ж. Самары
Актриса Жанна Самари

И в этом, последнем портрете Ренуар сумел увидеть и показать зрителю всю многогранность внешнего и внутреннего облика Жанны, ее молодость, кокетливость, шаловливость, так свойственных ее сценическому дарованию.

Судьба портретов Жанны Самари кисти Ренуара

Как уже упоминалось, самый первый портрет находится сейчас в Париже, в театре Комеди Франсез.
Второй — занял сначала место на Третьей выставке «Независимых». Художественные критики и пресса не обошли его своим пристальным вниманием. Отзывы были самого разного толка. Затем, после того, как выставка была свернута, портрет висел в гостиной дома, де жила актриса с родителями, а позже был перевезен в дом ее мужа, который пережил супругу на 13 лет и до самой смерти хранил портрет. После кончины Пола Лагарда имущество стали распродавать и портрет приобрел Иван Морозов, русский коллекционер. Так полотно попало в Россию.

В России оказался и третий портрет — 1878 года (в полный рост). Сейчас он экспонируется в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Как обычно, вначале портрет был показан зрителям на выставке в Париже. Почему-то картину расположили в дальнем зале и повесили слишком высоко, поэтому портрет почти не был замечен публикой, да и пресса упомянула о нем всего лишь раз: «Занятный портрет». Жанна Самари сильно расстроилась и не захотела покупать картину. Возмущался и Пьер Огюст:

«Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения!»

После выставки портрет года два находился у Ренуара; потом у него оказалась «скитальческая» судьба. Он побывал на нескольких аукционах, затем его приобрел галерейщик Дюран-Рюэль, который понимал толк в живописи и ценил Ренуара как художника. Портрет все же был перепродан князю де Полиньяку с небольшой выгодой, а уже тот сумел взять хорошие деньги с Михаила Морозова, любившего и ценившего импрессионистов. Таким образом, еще один портрет Жанны Самари оказался в России.

Жанна Самари на портретах Ренуара. Прозаичная на первом, изящно-изысканная на втором и великолепно-парадная на третьем. Каждая работа отличается друг от друга размерами, композицией, колоритом. Всю свою творческую жизнь Ренуар изображал женщин; женская красота волновала его и восхищала. Маленькая серия из трех портретов кисти Поля Огюста Ренуара дарит зрителю яркие эмоциональные впечатления и восхищение художником, сумевшим с таким необычайным мастерством показать зрителю художественный образ актрисы Жанны Самари.

Уважаемые читатели!  Скоро будет новая статья о Жанне Самари. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые материалы сайта.

 

2 Comments Posted

    • Спасибо за пост! С удовольствием вновь «окунулась» в волшебство работ одного из любимых художников О. Ренуара…На портрет Жанны Самари можно смотреть бесконечно, словно на огонь, не уставая ….

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*