Адажио Томазо Альбинони — кто настоящий автор?

альбом венеция

 

 

Адажио Томазо Альбинони… Кто же не знает это известное и часто исполняющееся музыкальное сочинение? Настоящий шедевр! Официально оно называется так: Адажио соль минор для органа и струнных. Авторитетные музыковеды немало лет спорили на тему истинного авторства этой бессмертной музыки. Объявляя в концертах исполнение Адажио, обычно ставят рядом два имени: Альбинони-Джадзотто.

 

Адажио-Томазо - Альбинони
Адажио Томазо Альбинони

С одной стороны – нельзя забыть жившего более трех веков назад композитора Томазо Альбинони; с другой – необходимо помнить и современника-итальянца Ремо Джадзотто, музыковеда, проделавшего огромную работу по восстановлению найденных нотных фрагментов, благодаря чему и произошло возрождение Адажио, которое обрело новую жизнь.

Венеция и Томазо Альбинони

венеция
Венеция Старая набережная 

Прекрасная Венеция! Здесь, в городе на воде, с узкими улочками и множеством каналов появился на свет Томазо Альбинони. Его отец был удачлив в торговых делах и будущему композитору не приходилось заботиться о хлебе насущном; не приходилось добиваться заказов, как большинству музыкантов того времени, не приходилось подчиняться прихотям вельмож. Имея богатый мелодический дар, он мог сколько угодно сочинить прекрасных чарующих мелодий, которые затем использовал в своем творчестве.

Музыку он сочинял для души и знатные венецианцы были в восторге от нее. Общения с аристократами Альбинони не избегал и многие опусы – сонаты, симфонии — маэстро преподносил им в качестве подарка. Об этом вы можете прочитать в статье о композиторе по ссылке: Томазо Альбинони

Томазо Альбинони
Композитор Томазо Альбинони

Жизнь Т. Альбинони протекала в комфорте и благополучии, однако в последнее десятилетие его стали забывать и умер он практически в забвении. Безусловно, за триста лет барочная музыка ушла в забытье. Не только Альбинони, но и другие его композиторы-современники – Джованни Баттиста Виотти, Алессандро Страделла, Антонио Вивальди оставили после себя мало памяти. Эту несправедливость решил исправить итальянский музыковед Ремо Джадзотто (1910 – 1998).

Адажио соль минор и Ремо Джадзотто

 ремо джадзотто
Ремо Джадзотто музыковед

 Р. Джадзотто – наш современник, живший в XX веке. Вся его жизнь и разносторонняя деятельность тесно связана с музыкой. В разные периоды он работал на Радио, популяризируя музыку и исполнителей; будучи профессором в университете Флоренции, читал курс истории музыки; кроме того был одним из редакторов музыкального журнала.

Главный же его интерес состоял в исследовании музыкального творчества итальянских композиторов, живших столетия назад.
Его любимым занятием было копаться в архивах, находя важные сведения о незаслуженно забытых сочинителях музыки, имена которых были названы выше. Помимо биографий этих композиторов, Джадзотто нашел время для написания книги «Музыкальная драма в Генуе в XVII—XVIII вв»1941, «Итальянская музыка в Лондоне во времена Пёрселла» 1965. Таким образом, в область интересов Р. Джадзотто попал композитор Томазо Альбинони, живший в Венеции эпохи барокко.

Адажио Томазо Альбинони – находка в Дрездене

Дрезден после бомбежки
Разрушенный Дрезден

 После смерти Томазо Альбинони его нотный рукописный архив приобрела и хранила в своих фондах библиотека Дрездена. Факт из биографии Альбинони: в 1720-х годах он жил и работал в Германии. Широко известен трагический эпизод Второй мировой войны, оставивший красивейший город Германии в руинах: три дня подряд (13 – 15 февраля 1945) авиация союзников бомбила Дрезден. Разрушения были огромны. Сильно пострадала библиотека, ее архивы, в числе которых рукописное наследие Томазо Альбинони – партитуры опер, инструментальных концертов, симфоний…

Сразу после войны Ремо Джадзотто принимал участие в разборе завалов, где обнаружил несколько разрозненных листков с нотными записями скрипки (4 такта) и генерал-баса к ним. Скажем более подробно про генерал-бас. Basso numerato композиторы эпохи барокко применяли для страховки от плагиата. Записывались лишь басовые ноты, а само сочинение импровизировалось по памяти. Джадзотто указал, что именно сохраненный генерал-бас позволил ему реконструировать композицию, назвав ее АДАЖИО.

Опубликованное в 1958 году Адажио соль минор для органа и струнных стало сенсацией. Ведь Джадзотто заявил, что это шедевр самого Томазо Альбинони!

адажио томазо альбинони
Нотная запись Адажио

 

Поначалу исполненное сочинение привело всех в восторг. Удивительно стройное по форме и музыкально выразительное произведение. Позже возникли сомнения.

Ведь первоначальный нотный фрагмент Р. Джадзотто так и не предоставил! Достойно оценив проделанную музыковедом работу, музыкальные критики все же отметили, что музыка Адажио по стилю никак не подходит ни под эпоху барокко, ни к структуре произведений самого Т. Альбинони. Тогда что же это? Мистификация? Авторитетные музыкальные критики не раз задавали себе вопрос – почему авторство было отдано Альбинони? Почему эту восхитительную музыку Джадзотто не присвоил себе? На этот вопрос музыковед не дал ответа. Скончавшись в Пизе в 1998 году, он унес истинную правду с собой навсегда. Тем не менее даже после смерти Ремо споры об авторстве продолжались. Обратили внимание на находку, сделанную помощником Джадзотто Муска Мангано в его поместье. Это была фотокопокия листа музыки с басом и шестью тактами скрипки. Заголовок приписывается Т. Альбинони. Есть и штамп библиотеки Дрездена. И все же музыковеды не признают подлинность документа. Никаких официальных записей о присутствии нотного отрывка в Дрезденской библиотеке эксперты не обнаружили.

Адажио Томазо Альбинони – возрождение шедевра

вдвжиоТомазо-Альбинони
Музыкальный альбом

Итак, по результату музыкального анализа было признано, что музыка Адажио соль минор с именем Ремо Джадзотто неразрывно связана. Посвятив долгие годы изучению творчества забытых композиторов ушедших эпох, трудясь над написанием книг о них, — музыковед наиболее близким для себя считал Томазо Альбинони. Безмерно уважая его личность и творчество, Р. Джадзотто дал новую жизнь Адажио, присвоив ему авторство любимого кумира. Имеются, правда, некоторые сведения, что Р. Джадзотто менял в течение времени свои «показания». Якобы в беседе с Аленом Рене, режиссером фильма «В прошлом году в Мариенбаде», музыковед произнался, что сочинил Адажио сам и хочет, «чтобы об этом узнал весь мир».Главную тему Адажио Ален Рене включил в свой фильм (1961).

Адажио Томазо Альбинони для органа и струнных получило возрождение благодаря Р. Джадзотто, за что ему благодарны слушатели по всему миру. Необычайная популярность сочинения объясняется еще и тем, что существуют многочисленные переложения и транскрипции Адажио. Оркестры, ансамбли, вокальное исполнение (превосходны композиции на тему Адажио в исполнении Сары Брайтон (1998) и Лары Фабиан (1999). Всего Адажио использовалось в качестве саундтрека более чем в 30 кинолентах. Один из последних — фильм «Манчестер у моря» (2016).

Гармония и любовь наполняют душу, когда мы слушаем это произведение. Музыка вечности…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *