Александр Ханжонков — режиссер, продюсер, основатель немого кино

 

александр ханжонковАлександр Ханжонков. Это имя неотделимо от русского немого кинематографа. Легендарная личность! Его заслуги в области кино несомненны. Ему удалось стать хорошим организатором российской кинопромышленности; он был одновременно продюсером, режиссером, сценаристом немого кино. Сегодняшняя статья посвящена Александру Ханжонкову – настоящему рыцарю отечественного кино.

 немое кино люмьер

Луи и Огюст Люмьеры

История говорит нам о том, что начало мировому кинематографу положили французы – братья Луи и Огюст Люмьер. Именно они первыми показали зрителям фильм с кадрами движущегося поезда. Об этом есть подробная статья –«Великий немой» — можете ознакомиться. Нисколько не умаляя заслуг французов, необходимо все же сказать, что и Российская империя также внесла свой значительный вклад в развитие мирового кино. И большая заслуга в этом принадлежит Александру Ханжонкову и его коллеге Александру Дранкову.

Александр Ханжонков – военная служба, интерес к кино

александр ханжонковБудущий кинопромышленник был потомственным казаком, чем гордился всю жизнь. Он происходил из небогатого, но славного своими традициями казачьего рода. Известно, что дед Александра встречался с А.Пушкиным, когда тот путешествовал в Арзурум, а отец стоял в почетном карауле при коронации Александра II. Традиция предписывала и молодому А. Ханжонкову стать военным. Он проходил учебу в казачьем юнкерском училище в Новочеркасске, а по окончании распределен в Казачий полк, в Москве.

10 лет Александр Ханжонков отдал военной службе. Успел поучаствовать в двух войнах – русско-турецкой и русско-японской. Здоровье резко ухудшилось из-за острого ревматизма и со службы пришлось уйти (в чине подъесаула). Царь пожертвовал защитнику Отечества 5 тысяч рублей; вот с этой суммой А. Ханжонков начал свою деятельность в кино.
С фильмами без звука Александр был знаком еще с 1897 года, когда брат Сергей привез из Парижа кинопректор и штук пять роликов. По-настоящему же он «заболел» кинематографом позже. Посмотрев в 1905 в Ростове знаменитый ролик Люмьеров «Прибытие поезда», Александр Ханжонков, по его же словам, был

«опьянен, пленен, поражен».

Поэтому он твердо решил вплотную заняться предпринимательской деятельностью в кино. Поначалу выступал в роли агента от иностранных фирм, распространяя (продавая) киноаппаратуру и зарубежные фильмы. Конечно, это его не устраивало и тогда Александр решился завести собственное дело: снимать фильмы самому на исторические темы родного отечества.

Александр Ханжонков – кинопродюсер и режиссер

Имея небольшие финансовые средства для вложения в кинопроизводство, он едет в Саввинское подворье, где создает киностудию и лабораторию по производству титров. Ведь фильмы демонстрировались без звука! Театральная труппа Введенского народного дома славилась талантами. Посмотрев спектакли, Александр решил запечатлеть их на пленку, в тех же декорациях и костюмах. Полноценными фильмами это назвать было нельзя, но зрители могли видеть на экране Ивана Мозжухина, Петра Чардынина и других сильных актеров, познакомиться с событиями русской истории. Таким образом, с привлечением режиссера Василия Гончарова были созданы фильмы — «Выбор царской невесты», «Песня про купца Калашникова», «Крестьянская свадьба в XVI веке».

Чтобы сносно существовать и развивать производство, Ханжонков продолжает ввозить в Россию иностранные картины для показа. На паях он становится владельцем предприятия «Торговый дом Э. Ош и А. Ханжонков». Значительные средства приносила фабрика по производству интертитров для зарубежных лент. Другие кинопромышленники давали заказ на титры для иностранных фильмов.
Кинодеятельность Александра Ханжонкова шла в гору. Становилось ясно, что он нашел свое призвание.
1911 год подходил к концу. Творческий кинобагаж предпринимателя Александра Ханжонкова насчитывал к тому времени 30 художественных кинолент. Среди них были фильмы с любимой исторической тематикой: «Ермак – покоритель Сибири», «Жизнь за царя» и – главное, «Оборона Севастополя», показанная царскому двору. Ханжонков удостоился личной похвалы от Николая II. Участие в картине выживших солдат-защитников было особенно ценным.

Документальное и научно-популярное кино

реклама студии ханжонковаПонимание важности производства и показа публике документальных лент для Ханжонкова было очевидно. Он создал при своей студии особый научный отдел, который консультировал снимавшиеся научно-популярные ленты. Цель ставилась просветительская, а темы брались разнообразные: «Кровообращение», «Пир», Электрический телефон», «Пьянство и его последствия». Эти фильмы демонстрировались на отдельных сеансах в принадлежавшем студии Ханжонкова кинотеатре «Пегас».
Кстати, такое же название было у журнала, в котором печатались новости кино, а также статьи об искусстве, музыкальной и театральной культуре, что тоже служило подспорьем в области просвещения.
Интерес и сочувствие зрителей вызвала итальянская трагедия в порту Мессина. Там погибло более ста тысяч человек в результате смыва огромной 50-ти метровой волной целого берега. Материалы Ханжонкову прислали операторы, с фирмой которых Александр имел деловые отношения.

Снимались также небольшие ролики с участием известных актеров и актрис МХАТа; благодаря этому жители провинциальных городов могли воочию видеть, пусть и на пленке, великих людей.
Значительное горькое событие 1910 года – смерть писателя Л. Н. Толстого. Его похороны также запечатлены на кинопленке. А. Ханжонков уже тогда понимал, как важны будут эти документальные свидетельства для будущих поколений.

Ялта. Отъезд за границу

александр ханжонковНеудивительно, что к началу 1913 года Александр Ханжонков стал лидером в российском кинопроизводстве. Созданное им детище стало акционерным обществом «Ханжонков и К»; уставной капитал составлял 500 000 рублей. Количество созданных на студии фильмов к 1916 году достигло 300. Жизнь казалась стабильной…
По состоянию здоровья – жестокий ревматизм – кинопродюсер поехал в Ялту. Была у него задумка: создать там киностудию, ялтинский «Голливуд». Верные соратники находились вместе, рядом.

Весной 1917 началось строительство студии. У команды было полно новых замыслов и они вполне могли бы осуществиться, если бы не большевистская революция. Работа понемногу шла, фильмы выпускались, но – вышедший в 1919 году Декрет о национализации промышленности поставил точку в любимом деле продюсера. Власть забрала у Александра кинофирму.

Выход остался один – уехать. Страной пребывания и лечения была выбрана Австрия. С 1920 года А. Ханжонков помимо прохождения лечебных процедур, пробует продолжить любимое дело. Без работы он не может. На оставшиеся деньги пригласил в свою команду двух инженеров и техника. Вместе начали проводить изыскания по разработке звукового кино.
Более-менее устоявшаяся в России советская власть принялась зазывать к себе обратно видных специалистов-эмигрантов, артистов. Звали А. Вертинского, приглашали и А. Ханжонкова. Оба поверили и возвратились. Александр приехал на родину в 1923 году.

Александр Ханжонков. Последние два десятилетия жизни

Приглашая в Россию, Ханжонкову обещали возглавить акционерное общество «Рускино». Однако по каким-то причинам оно так и не стало функционировать. Пришлось выполнять другую работу, чтобы прокормиться. Какое-то время он консультирует в «Госкино», потом перешел в организацию «Пролеткино» на должность зав. производством.

В 1926 году при проверке были выявлены значительные финансовые нарушения в этой конторе. Вместе с другими сотрудниками был подвергнут аресту А. Ханжонков. Сильный удар для ценного специалиста. После расследований его оправдали, но с предписанием запрета заниматься кинодеятельностью. Кроме того, лишили и политических прав. По сути, человек был выкинут из общественной жизни на обочину…
Ввиду резкого ухудшения здоровья Александр Ханжонков вместе с семьей переезжает в Крым, в Ялту. Он уже не обходится без инвалидной коляски. ханжонков инвалидная коляскаМатериально жить становится трудно. В 1934 году бывший предприниматель, создатель сотен отечественных кинолент, пишет письмо о своем бедственном положении тогдашнему министру кинопромышленности Борису Шумяцкому:

«…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою.»

кинорежиссер продюсер Ханжонков

Александр Ханжонков

Письмо вниманием не обошли, ветерану кино была назначена персональная пенсия. А. Ханжонков принялся за мемуары. Назвал их «Первые годы русской кинематографии». Давал он и советы по кинопроизводству на Ялтинской киностудии, но ими не пользовались. Немецкую оккупацию в период Отечественной войны пережил в Ялте, прикованный к инвалидной коляске. Скончался в сентябре 1945 года.

А. Ханжонков могила в Ялте

Могила А. Ханжонкова в Ялте

Александр Ханжонков – режиссер и продюсер, основатель русского кино. Из статьи вы узнали много сведений об этом замечательном человеке, упорном в труде, уверенным в том, что его призвание – мир кино.

Ханжонков памятник в ялте

Памятник А. Ханжонкову в Ялте

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *