Духовные искания Толстого и его сестры Марии Николаевны

 

духовные искания толстогоДуховные искания Толстого. Родные люди – брат и сестра Толстые, с возрастной разницей в два года, которая совсем не ощущалась… Вот эта статья https://ankalev.ru/mariya-tolstaya/полностью посвящена нелегкой жизни Марии Николаевны, прослеживая ее жизненный путь с юности до ухода в монастырь. Прочитав ее, вы узнали, что дружба Левушки и Машеньки, начавшаяся в раннем детстве и продолжавшаяся всю жизнь, была искренней и нежной. Сердечные отношения между братом и сестрой никогда не исчезали. В течение долгой жизни между ними, конечно, возникали споры (их мы коснемся позже), но обоюдное душевное тепло всегда согревало.

Духовные искания Толстого и Марии Николаевны

духовные искания толстого
Брат и сестра Толстые

Брата и сестру Толстых объединяли не только родственные узы, но и нравственные. К истине и Богу каждый из них пришел собственным путем; временами он не совпадал,бывало, что и резко расходился. В судьбах Льва Толстого и Марии Николаевны ясно выражено страстное стремление найти духовный смысл жизни, истину, не допускавшую никаких отклонений.

Духовные искания Толстого

Своими художественными и публицистическими произведениями Лев Толстой известен по всему миру.Одной из сторон его творческого наследия было богоискательство.Писатель много размышлял и осмысливал темы религии. Итогом стала публикация некоторых его работ, в которых рассматривались вопросы веры. На протяжении всей жизни отношение его к религии оставалось сложным. Противоречивые философско-религиозные искания нередко были для него трудными и мучительными. В результате он отошел от православия, выступив в публицистических трудах с критикой догматического учения церкви. Официальная Церковь не признала правильность суждений писателя и наказала его отлучением.

Новое учение писателя – «толстовство»

книга Толстого исповедьВ последующие годы размышления о богоискательстве приводят Л. Толстого к основанию им совершенно новой религии, практической, в которой не должно быть разных таинств и догматов и которая должна быть, по его мнению, наиболее полно приближена к потребностям людей в земной жизни, будет давать «блаженство на земле», а не после смерти.
От христианства писатель постепенно уходил; его раздражала внешняя обрядовость, уводившая, по его мнению, от главного – поиска смысла жизни. Л. Толстой считал, что верующим людям не нужны церковные службы, что человек может иметь прямое общение с Богом. Лев Николаевич перестал соблюдать пост и высказывался о духовенстве всё более недоброжелательно.

Конец 1880 х и 1890 е годы ознаменовали выход в свет работ Льва Толстого, в которых нашли свое воплощение мысли писателя: «В чем моя вера», «Исповедь», «Царство божие внутри вас». Лев Николаевич постепенно превращался в духовного учителя. Его новое учение получило название – «толстовство» и начало повсюду распространяться.
Община толстовцев-духоборов, под влиянием призывов писателя не прибегать к насилию – отказалась выполнять воинский долг. Получив гонорар за роман «Воскресение», Толстой на эти средства оказывал духоборам помощь с переселением их в Канаду.
Официальная Церковь не могла простить «заблудшему» графу то, как он в романе саркастически изобразил сцену главного таинства христианства — причастия. Поэтому в феврале 1901 года Святейший Синод выпустил Определение, что

«Церковь не считает графа своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Мария Николаевна и ее духовные искания

фотопортрет марии толстой
Мария Николаевна Толстая

Из статьи о М. Н. Толстой нам известно, сколько испытаний выпало ей:
• Неудачный брак с Валерианом и разъезд с ним;
• Романтические отношения с И. С. Тургеневым, не имевшие результата;
• Знакомство с виконтом Г. Де Кленом и недолгое счастье с ним за границей;
• Появление на свет дочери вне брака, ухудшение здоровья;
• Раздумья о бесцельности жизни и собственных ошибок;
• Постепенный переход к религиозной вере;
• Появление желания ухода от мирской жизни в монастырь.
По примеру брата Льва, ищущего ответы в теме религии и веры, М. Н. Толстая тоже пытается самостоятельно в них разобраться. Она интересуется мнением о религии крестьянина-толстовца В. Сютаева; принимает участие в совместной беседе (с ним и братом). Об этом писатель подробно пишет в трактате «Так что же нам делать?»

Духовные искания Толстого — Оптина Пустынь

Лев Толстой оптина пустынь
Оптина Пустынь

Духовные искания Толстого привели его в эту обитель еще в 1877 году. Приехал он туда вместе со Н. Страховым. Льву Николаевичу хотелось получить ответы на волнующие его вопросы религии и веры от известного старца и целителя преподобного Амвросия. Беседы с ним с присутствием монахов оказались благотворными для всех. Позже Н. Страхов в письме к писателю сообщал:

«Сейчас был у меня Павел Александрович Матвеев; он навещал Оптину Пустынь после нас и привез мне целую кучу разговоров об Вас и даже обо мне.Отцы хвалят Вас необыкновенно, находят в Вас прекрасную душу. Они приравнивают Вас к Гоголю и вспоминают, что тот был ужасно горд своим умом, а у Вас нет этого…»

 

старец оптина монастыря
преподобный Амвросий

С отцом Амвросием встречалась и беседовала Мария Николаевна, но уже в 1889 году. Преподобный Амвросий был духовным наставником М. Н. Толстой вплоть до своей смерти в 1891 году. Итогом их длительных разговоров стало принятие Марией Николаевной окончательного решения. Она захотела оставить мирскую жизнь и поселиться в монастыре.

Духовные искания Толстого и его сестры

К чему они привели? М. Н. Толстая поселилась вначале в женском монастыре Белева; пишет оттуда брату письмо с объяснением своего решения. С 1890-х годов место ее жительства – Шамордино. Там у монахини Марии Николаевны появился отдельный

мария толстая шамордино
Шамордино

домик-келья, где прошла ее оставшаяся жизнь. Дни были наполнены молитвами и покаянием, физическим трудом, помощью регенту хора; М. Н. Толстая часто навещала детские сиротские приюты и богадельни для стариков с молитвами и утешением.

Никакого разлада между братом и сестрой Толстыми не произошло, наоборот, взаимопонимание между ними лишь укрепилось. М. Н. Толстая приняла близко к сердцу решение церкви 1901 года касательно ее брата, тяжело за него переживала. От своей дочери Елены она знала о неблагополучной жизненной ситуации в семье брата, сложившейся в последние годы. Она называла это испытанием, которое Бог дал ее брату через Софью Андреевну…

Последнее свидание

брат и сестра Толстые
В Ясной Поляне

Лев Николаевич сестру свою называл «моя совесть». Как мужчина и старший брат, он считал своим долгом опекать сестру, быть ей настоящим другом в преодолении жизненных невзгод, выпавших на ее долю. Будучи писателем, исследователем человеческих душ, Лев Толстой много знал и понимал; в этом плане он, безусловно, превосходил свою романтичную по натуре сестру. Он много ей помогал и утешал, а теперь сам нуждался в поддержке.

Находясь в тяжелом душевном состоянии, в разладе с миром и собой, Лев Толстой тайно и спешно покидает свой яснополянский дом. О причинах ухода писалось и обсуждалось много, на всех уровнях. Назывались и возможные причины: ожесточенные наследственные споры среди родных, душевное смятение, желание уйти от неприятной семейной обстановки в одиночество, попытаться примириться с церковью (?).
Душа Толстого стремилась найти утешение у любимой сестры Машеньки. Дочь М. Н. Толстой Елена Оболенская вспоминала об этой встрече.

«Поздней осенью я гостила у матери. Лев Николаевич пришел к нам в шесть часов, когда было уже совсем темно, и показался мне таким жалким и стареньким. Был повязан своим коричневым башлыком, из-под которого торчала седенькая борода. Монахиня, провожавшая его от гостиницы, говорила нам потом, что он пошатывался, когда шел к нам. Мать встетила его словами: — Я рада тебя видеть, Левочка, но в такую погоду!.. Я боюсь, что у вас дома нехорошо. – Дома ужасно, — сказал он и заплакал».

Лев Толстой – последние дни

После длительной беседы с братом — Марии Николаевне хотелось верить, что ее попытки привести Льва Николаевича к покаянию удались… Он вроде дал согласие на исповедь, выразил желание нести «самое тяжелое послушание», чтобы при этом не заставляли посещать церковь… Однако ранним утром решение изменил. Не попрощавшись с Марией Николаевной, он выехал в Козельск.
Дальнейшие события известны: Софья Андреевна Толстая уже шла по следу, газеты пестрели заголовками. Душевные переживания, волнения спешного ухода сказались на самочувствии писателя. Болезнь вынудила его остановиться в доме ж/д служащего станции Астапово. Там, 7 ноября 1910 года писатель скончался, оставив открытым вопрос о примирении с церковью.

В статье были рассмотрены духовные искания Толстого и его сестры Марии Николаевны. Каждый шел своей дорогой, у каждого сложилась своя судьба, но близкие сердечные отношения между ними никогда не прерывались. Их встреча 29 октября 1910 года была последней. М. Н. Толстая скончалась в 1912 году.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *