Годива. Кто такая леди Годива? Мифы и реальность легенды

Собор бенедиктинцев

 

 

 

 

Годива (или правильнее Годгифу, что на древнем англосаксонском означает «божий дар») – реальная историческая личность в английской истории, как и ее супруг – граф Мерсии Леофрик. Легенда эта приобрела известность не только в Англии. Благородная женщина, заботясь о своих подданных, совершила необычный поступок, проехавшись на лошади через весь город в обнаженном виде, прикрывшись лишь собственными золотистыми волосами. Что же заставило ее так поступить? Ее супруг решил пополнить опустевшую казну при помощи налогов. И установил таковой для жителей небольшого городка Ковентри, родины леди Годивы. Налог был непосильным для горожан и Годива упросила графа его отменить. Тот выставил условие…

годива
Художник Джон Кольер
Леди Годива

Наиболее известно на эту тему полотно британского художника-прерафаэлита Джона Кольера. Позировала ему жена – Этель Хаксли.

Легенда о Годиве очень популярна. Написаны книги, картины, стихи и одних фильмов снято пять! Во всех этих произведениях сюжет о леди Годиве трактуется и так и этак, но нам нужна историческая правда. Попробуем разобраться.

Годива – исторический период: Англия начала XI века

Знаменательное событие, интересующее нас – проезд на лошади жены графа леди Годивы – произошло 10 июля 1040 года. Муж графини – Леофрик – стал могущественным правителем в тот период, когда Британия была завоевана датчанами и предводитель викингов Кнуд Великий занимал английский престол (1016/1035). Он-то и назначил Леофрика эрлом (графом) Мерсии, занимавшей почти весь центр острова. Правил своими владениями граф твердой рукой; повышал налоги, если возникала необходимость. Впрочем, этим он ничем не отличался от других графов. Повышение налога произошло и в Ковентри: сбор серебряного пенни с каждого дома, что грозило жителям разорением.

Отметим, что граф Леофрик был человеком своего времени (Средневековья): как и вся англосаксонская знать – суровым, грубоватым, любившим помахать мечом, но жену свою любил. Резиденция его находилась в Линкольне, но почти всегда его можно было найти в захолустном Ковентри, откуда родом была жена. Исторические источники свидетельствуют, что он выполнял почти все «прихоти» леди Годивы. Женщина слыла милосердной, щедро раздавала милостыню нуждающимся и еще щедрее жертвовала деньги на строительство монастырей. Так, в 1043 году в Ковентри, упросив мужа, она заложила обитель бенедиктенцев. Леофрик выделил монастырю огромные земельные площади – 24 деревни с крестьянами, а Годива – (по-видимому, из личных средств) отдала золото и драгоценности. В результате внимание к обители росло, количество паломников увеличивалось с каждым годом и через некоторое время Ковентри стал четвертым по величине городом Англии!

Годива – продолжение легенды
Однако вернемся к 1040 году. Итак, леди Годива попросила мужа освободить жителей Ковентри от тяжелого непосильного налога. Граф посчитал это блажью и, будучи вдобавок пьян, предложил супруге проехаться голой всадницей по родному городку. Вот как об этом повествует Альфред Теннисон, поэт викторианской эпохи (перевод И. Бунина):

«Ступайте, — молвил граф, —
По городу нагая – и налоги
Я отменю, — насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы»

годива
Художник Эдмон Лейтон
Леди Годива. Принятие решения

Леофрик посчитал, что жена не примет подобное предложение; но здесь он ошибся. Годива решилась. Жители хорошо относились к ней, ведь она щедро одаривала их, поэтому согласились на ее просьбу: закрыть ставни всех окон и двери домов во время ее проезда на лошади обнаженной всадницей. Не подчинился лишь один человек, который позже был назван как Подглядывающий Том. Он проделал дырочку в ставне и увидел леди Годиву. Восхитился ее прекрасным телом, но был за это наказан высшими силами. Том ослеп навеки и уже никогда не смог видеть любую красоту. Не зная о подглядывающем, Годива триумфально завершила свой путь. Вновь процитируем Теннисона:

«В мантии, в короне
Она супруга встретила, сняла
С народа тяжесть податей – и стала
Стех пор бессмертной в памяти народа.»

Годива – историческая правда английской истории

годива
Статуя в городе Ковентри

Насколько же правдива в историческом плане популярная легенда? Решение досконально разобраться в этом предпринял еще в XIII веке англосаксонский король Эдуард I Исповедник. По его приказу знающие книжники при дворе изучили с особой тщательностью все доступные им документы того времени. Что же выяснилось? Самое раннее упоминание об этой истории нашлось за авторством одного монаха. Им оказался Роджер Вендровер из монастыря Св. Албана. Оказалось, что на протяжении 47 лет (1188/1235) он вел хронику «Цветы истории» (лат. Flores Historium). В числе прочих фактов интересен облик графа Леофрика, которого Роджер изобразил злобным жестоким тираном подданных и собственной жены. Историки полагают, что здесь могла иметь место зависть и ревность к процветающему монастырю Ковентри в отличие от других монастырей, включая и Святого Албана. То есть, создавая порочащий образ графа, Вендровер хотел показать, какой ценой было достигнуто благополучие жителей Ковентри.

Другие исследователи пришли к выводам, что в легенде о проезжающей всаднице проявились отголоски языческих ритуалов, в которых обнаженная девушка проезжала на лошади в ритуальных целях. Установили также, от каких именно налогов хотела освободить жителей Годива. Оказалось, что она имела в виду не все налоги, а только налог на содержание лошадей и лишь в самом Ковентри.
О Подглядывающем Томе. Существовал ли он на самом деле? Некоторые сведения появились в XVI веке.

Городской Совет Ковентри задумал увековечить память о своей благодеятельнице леди Годиве и заказал фламандскому художнику Адаму ван Ноорту написать картину.

картина художника адама ван Ноорта
Адам ван Ноорт
Леди Годива

Вот это изображение. На заднем плане видно выглядывающего человека из окна дома. Вероятно, мастер имел в виду самого графа, пораженного поступком жены, однако зрители не поняли намека и сочинили свою версию про Подглядывающего Тома.

Жюль Лефевр Годива
Жюль Жозеф Лефевр
Леди Годива

Вызывает вопросы и сама личность Годивы. Она была второй супругой графа, у которого от первого брака остался сын Элфгар. С мачехой у него возникали раздоры из-за того, что Годива тратила его наследство на богоугодные дела. Казна пустела и граф решил пополнить ее, введя налог. Леофрик отменил его, но лишь в отдельно взятом городе, в то время как остальные селения и города продолжали нести тяжкое бремя. Это ставит милосердие Годивы под вопрос. Вряд ли она была смиренной христианкой, какой ее изображают поэты и художники. Реальные документы изображают ее как женщину практичную, с деловой хваткой.
Сумев войти в доверие к богомольному Эдуарду I, она добилась государственных денежных вливаний в основанные ею монастыри. Кроме того милость короля защищала ее мужа от опалы: граф Леофрик почти не скрывал своей неприязни к Эдуарду и его французским советникам. Возникает вопрос: почему же предприимчивой леди не удалось убедить мужа снизить налог без публичного раздевания? Художники изображают Годиву молодой, но по хронике Р. Вендровера к 1040 году, когда свершился этот шокирующий поступок, Годиве было 40 лет (Википедия указывает дату ее жизни: ок. 990 – 1067) и вряд ли тело ее было прекрасным. Более того, будучи верной дочерью Церкви, леди Годива не должна была совершать подобное богохульство: Церковь запрещала обнажаться не только публично, но и в одиночестве, поэтому многие люди Средневековья даже спали одетыми.

Легенда красивая, но, скорее всего, недостоверная. Документы указывают, что после смерти графа (980 – 1057) – налоги вообще не взимались. Доходы горожан Ковентри росли в результате паломничества в монастырь, основанный обоими супругами.
Леди Годива пережила мужа на 10 лет. Полноправно распоряжалась наследством графа, посодействовав властям в отправке в изгнание пасынка Эльфгара за богохульство. По-прежнему много жертвовала средств монастырю. Церковники помнили ее доброту.
Когда 9 лет спустя нормандский герцог Вильгельм захватил Англию, у англосаксонской знати отобрали все земли и богатства. Однако на леди Годиву это не распространилось: церковники ее защитили. Но, саксонка по крови, она оказалась чужой новой власти, да и ее земной срок подходил к концу. В 1067 году она была похоронена рядом с мужем, графом Леорфиком в основанном ими монастыре.

Собор бенедиктинцев
Ковентри
Собор бенедиктинцев

 

One Comment on “Годива. Кто такая леди Годива? Мифы и реальность легенды”

  1. Спасибо! Очень интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *