Марина Тиме-Блок — ленинградская художница. Серебряный век

Марина Тиме-Блок
Марина Тиме-Блок
Автопортрет

У брата отца поэта Александра Блока – Георгия Петровича Блока – имелась дочь Марина. О ней и будет наш рассказ. Марина Тиме-Блокленинградская художница, наследница Серебряного века. Более двух десятилетий М. Г. Тиме-Блок преподавала в Высшем художественном училище им. Серова, где одним из лучших ее учеников был Игорь Майоров, художник, о жизни и творчестве которого были две подробные статьи. Кто не читал – есть возможность. Дворянка, рожденная в Петербурге в 1913 году и воспитанная в лучших образцах того времени, бестужевка Марина Тиме-Блок получила весьма хорошее образование для женщин. Однако до художества пока было далеко.

Марина Тиме-Блок – из воспоминаний детства

георгий петрович блок
Георгий Петрович Блок
1888 — 1962
двоюродный брат поэта Александра Блока

Семейная атмосфера оказала на девочку огромное влияние. Отец, Георгий Петрович, был одарен в художественном отношении и талантлив во многом. Став юристом после окончания университета, он впоследствии получил широкую известность как литературовед и писатель. С юности имея тягу к художественному творчеству, Г. П. Блок блестяще рисовал, за что его хвалил Александр Бенуа. Марина вспоминает, что в дом к ним часто приходили друзья и знакомые отца – художники Добужинский, Кустодиев, Билибин, Верейский. В этой среде творческих личностей девочка росла, поэтому неудивительно то, что у нее появилось страстное желание рисовать. По просьбе отца Александр Бенуа давал ей частные уроки.

Запомнились Марине и праздники, которые устраивали родители для нее и сестры. Приглашались дети родственников и друзей-художников.

«Гостями были всегда Маруся и Митя Шостаковичи, дети Добужинских, Орик Верейский. Митя играл на рояле и всегда было очень весело. Незабываемо и детское впечатление от ярких, радостных картин Бориса Михайловича Кустодиева. Должно быть, все это и породило у меня неистребимое желание рисовать. Сколько себя помню – рисовала всегда».

Хибины

После окончания школы молодая девушка решила выбрать профессию архитектора. Однако этому помешало дворянское происхождение. Приоритет был для подростков из рабочих семей и документы Марины в институт не взяли.

картина дворики художницы Тиме-Блок
Дворики

Вот тогда и отправилась она на Хибины. Поступила на вечернее отделение горно-химического техникума, вечерами училась, днем работала над проектами. Ну а летом ждали геологические экспедиции. Увидев Хибины, Марину поразила необычайная их красота.

«Горы вокруг круглого зеленого озера, а над ними – небеса необозримые. На северных склонах всегда снег. Ночи, северное сияние, на снегу кружевные тени от низкорослых березок, а на ветках непуганые белые куропатки с черными глазками. Красота и романтика – я была счастлива. Хотелось все это запечатлеть на бумаге, сохранить в памяти. Тогда, быть может, впервые почувствовала себя художником».

Возвращение в Ленинград, учеба, замужество и отъезд в Среднюю Азию.

Направление на учебу в Горный институт Марине Тиме-Блок дал техникум. Да, именно там, на факультете геологии, она встретила свою судьбу — Дмитрия Тиме. В 1933 вышла замуж и стала после брака носить его фамилию. Свою же настоящую пришлось скрывать; такое было время. Поэта А. Блока долгое время власти представляли всего лишь как «попутчика» революции. Только много позже Марина Георгиевна стала носить двойную фамилию – Тиме-Блок. Обучение в институте пришлось оставить и ехать вслед за мужем в Среднюю Азию, в Шой-Су. Дмитрий руководил там горно-обогатительной фабрикой. Стремление к художественному творчеству не покидало Марину Тиме. Она нашла себе работу чертежницы, а в свободное время делала множество зарисовок тех мест.

Марина Тиме-Блок – снова Ленинград, учеба в Академии художеств

Картина Ленинград Невский проспект
М. Тиме-Блок
Невский проспект

Любовь к рисованию все же пересилила геологию и по возвращении в родной город Марина Тиме-Блок в Горный институт уже не вернулась. Художественное образование получила в Таврическом училище, а следующим этапом стала Академия художеств. Это старейшее образовательное учреждение выпустило в разные годы многих известных мастеров живописи. Шел 1940 год. На живописном отделении вместе с Мариной постигали профессию будущие известные художники, – Моисеенко, Мыльников, Загонек, скульптор Аникушин. Учеба продолжалась недолго; началась война и в 1942 году Академия была эвакуирована в Ташкент. По семейным обстоятельствам М. Г. Тиме-Блок поехать не могла и осталась в Ленинграде.

Марина Тиме-Блок
Марина Тиме-Блок
Блокадные годы

Тяжелое время блокады, переживания, навсегда остались в ее памяти. Вместе с другими женщинами приходилось рыть противотанковые рвы и окопы. Вспоминала:

 

«Впечатления того времени – страшный голод и холод. Дети разучились ходить. А мы сидели около будильника и следили за стрелками в ожидании часа, когда дадут кусочек того, всем известного теперь блокадного хлеба…»

Однажды, возле Радиокомитета, произошло знакомство с поэтессой Ольгой Берггольц. Марина много ее рисовала, также как и других известных людей, кого ей выпало знать и дружить: А. Ахматову, Г. Уланову, Р. Нуреева.

Тиме-Блок Нуреев танцовщик
М. Тиме-Блок
Портрет Рудольфа Нуреева

Продолжение учебы и преподавательская работа

После снятия блокады и возвращения Академии художеств в 1944 году – пришел вызов на продолжение обучения. Всё вернулось в свои рамки; любимые занятия и преподаватели, наполненная живописью жизнь. Распределение на работу получила в 1949, в то же художественное училище, в котором училась когда-то сама. Итог – 20 лет преподавательской деятельности: обучение студентов рисунку и композиции. Среди ее многочисленных учеников был, как мы помним, — Игорь Майоров, в судьбе которого Марина Георгиевна приняла горячее участие.

Вот здесь 2 статьи о замечательном ленинградском художнике Игоре Майорове —  https://ankalev.ru/igor-mayorov/

 ‎https://ankalev.ru/tvorchestvo-igorya-mayorova/

Марина Тиме-Блок – художник

Борис Кустодиев – любимый Мариной с детства художник, безусловно, оказал влияние на ранние ее работы 20-30 х годов XX века. Часто бывая в Малом оперном театре Ленинграда, посещая спектакли, М. Г. Тиме-Блок познакомилась и подружилась с Татьяной Бруни, художником театра. Многолетняя дружба с ней, а также знакомство с выдающимися представителями «балетного мира» — дали в творческом плане для Марины многое, и прежде всего – это серия рисунков – «Балет».

Балерина и танцовщик
М. Тиме-Блок
Балетная пара

Поразительное трудолюбие отличает художницу М. Тиме-Блок. Ее тончайшие акварели, гуаши и живопись маслом получили признание и любовь зрителей ее работ. А ученикам она говорила такие напутственные слова:

«Работайте в технике акварельной живописи как маслом, а маслом, как акварелью».

Первая персональная выставка картин М. Г. Тиме-Блок состоялась еще в 1940 году, когда художнице было всего 27 лет. Согласимся, — совсем небольшой возраст для признания успеха! Серебряный век, его искусство и эстетика ярко проявились в работах художницы на тем родного города. В беседах она часто повторяла:

«Главная моя любовь – это мой родной Ленинград – Петербург. Его рисовать – самое большое удовольствие и счастье. В эти работы я вкладываю всю душу без остатка…»

Петербург Аничков мост
М. Тиме-Блок
Аничков мост

Последние десятилетия жизни

В Союз художников Марину Тиме-Блок приняли в 1955, в «хрущевскую оттепель». Пережив блокаду, натерпевшись лишений, она никогда не жаловалась, живя в коммунальной квартире. Наоборот, всегда хвалила свою 20-метровую комнату, «где есть даже балкончик». Лишь после выхода на пенсию, в 1969, ей досталась просторная мастерская на Петроградской стороне. Неутомимая, неунывающая женщина, Марина Георгиевна трудилась без устали, в радость себе и зрителям – писала натюрморты, пейзажи, портреты. Любила общаться с людьми и путешествовать… Объездила, по ее словам, всю страну, побывав в разных уголках, посмотрев красоты родной природы.

Художник Тиме-Блок Зимняя канава
Ленинград. Зимняя канавка

Конечно, преклонные годы давали о себе знать. Здоровье ухудшалось. В письмах к Р. Габитовой художница сообщала:

« Беда, конечно, что с каждым годом слабеет зрение и память, уходят силы. Труднее становится ходить, рисовать. Но не убывает желание быть полезной обществу, радоваться жизни».

Последний свой год жизни Марина Георгиевна провела в Доме престарелых, где и скончалась в 1999 году.

Марина Тиме-Блок по праву занимает значительное место в истории и русской живописи. Как это частенько бывает, необычайный интерес к ее творчеству возник уже после кончины, когда многие работы ее были представлены на крупнейших мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Художник Талгат (Роберт) Габитов, ее творческий «внук» — ученик Игоря Майорова – много сделал, чтобы воскресить творческую деятельность замечательной русской художницы М. Г. Тиме-Блок.  О самом творчестве Марины Георгиевны читайте новую статью: https://ankalev.ru/hudozhestvennoe-tvorchestvo/ ‎

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *