Писатель Лев Толстой и Мария Николаевна. Духовные искания

Толстые Ясная Поляна

Лев Николаевич ТолстойСвоими произведениями писатель Лев Толстой известен по всему миру. Одной из сторон его творческого наследия было богоискательство. Писатель много размышлял и осмысливал темы религии. Итогом стала публикация некоторых его работ, в которых рассматривались вопросы веры. Известно также, что взгляды писателя Льва Толстого, изложенные в его трудах, не совпадали с учением официальной Церкви, за что последовало отлучение от церкви автора публицистических работ.

Писатель Лев Толстой
Брат и сестра Толстые

В данной статье рассматриваются духовные искания двух родных людей: писателя Льва Толстого и его сестры – Марии Николаевны Толстой. Предыдущая статья прослеживает жизненный путь М. Н. Толстой с юности до ее ухода в монастырь. Известно, что судьба не была к ней благосклонна.

  • Неудачное замужество: разрыв с мужем из-за его измен
  • Увлечение писателем Иваном Тургеневым, окончившееся ничем
  • Отъезд за границу. Короткое счастье с Гектором де Кленом
  • Рождение внебрачной дочери и рухнувшие надежды на брак
  • Скитания, бесцельная жизнь
  • Осмысление ошибок собственной жизни. Размышления над вопросами религиозной веры
  • Решение уйти из мира и стать монахиней

В статье, посвященной М. Н. Толстой, неоднократно подчеркивается дружба между ней и братом Львом Николаевичем, начавшаяся в раннем детстве и продолжающаяся всю жизнь.

Сердечные отношения между братом и сестрой никогда не исчезали. В течение долгой жизни между ними, конечно, возникали споры (их мы коснемся позже), но обоюдное душевное тепло всегда согревало.

Лев и Мария были ровесники – разница в два года никак не ощущалась. Однако, как мужчина, писатель Лев Толстой считал своим долгом опекать сестру, быть ей настоящим другом в преодолении жизненных невзгод, выпавших на ее долю. Будучи писателем, исследователем человеческих душ, Лев Толстой много знал и понимал; в этом плане он, безусловно, превосходил свою романтичную по натуре сестру.

«Дорогой друг мой Машенька»,

— именно так, с любовью обращался к ней Лев Толстой в письмах. Их эпистолярному наследию – более полувека. Переписка опубликована, из нее можно узнать множество фактов теплых душевных отношений между братом и сестрой, а также понять различный их подход к религии и вере.

Жизненные испытания, выпавшие на долю Марии Николаевны, привели ее, в конце концов, к мысли уйти от мирской суеты. Она стала монахиней и скончалась, пережив брата на два года.

Писатель Лев Толстой и Мария Николаевна. Духовные искания

Брата и сестру Толстых объединяли не только родственные узы, но и нравственные. К истине и Богу каждый из них пришел собственным путем; временами он не совпадал, бывало, что и резко расходился. В судьбах Льва Толстого и Марии Николаевны ясно выражено страстное искание духовного смысла жизни, истины, не допускавшей никаких отклонений.

писатель лев толстойУ писателя Льва Толстого отношение к религии оставалось сложным на протяжении всей жизни. Противоречивые философско-религиозные искания нередко были для него трудными и порой мучительными. В результате он отошел от православия, выступив в публицистических трудах с критикой догматического учение церкви. Официальная Церковь не признала правильность суждений писателя и наказала его отлучением.

Паломничество Л. Толстого в Оптину Пустынь. Новое учение – «толстовство»

В Оптиной Пустыни писатель Лев Толстой побывал еще в 1877 году, приехав туда со Н. Страховым. Как уже говорилось, Льва Николаевича интересовали вопросы веры. Ответы на них ему хотелось получить от известного старца и целителя преподобного Амвросия.

Оптина преподобный Амвросий
Старец Амвросий

Приезд в Оптину, беседы с о. Амвросием оказались благотворными и для писателя Льва Толстого, и для монахов. Позже Н. Страхов сообщал Льву Николаевичу:

«Сейчас был у меня Павел Александрович Матвеев; он навещал Оптину Пустынь после нас и привез мне целую кучу разговоров об Вас и даже обо мне. Отцы хвалят Вас необыкновенно, находят в Вас прекрасную душу. Они приравнивают Вас к Гоголю и вспоминают, что тот был ужасно горд своим умом, а у Вас нет этой гордости…».

В последующие годы размышления о богоискательстве приводят Л. Толстого к основанию им совершенно новой религии, практической, в которой не должно быть разных таинств и догматов и которая должна быть, по его мнению, наиболее полно приближена к потребностям людей в земной жизни, будет давать «блаженство на земле», а не после смерти. От христианства писатель постепенно уходил; его раздражала внешняя обрядовость, уводившая, по его мнению, от главного – поиска смысла жизни. Л. Толстой считал, что верующим людям не нужны церковные службы, что человек может иметь прямое общение с Богом. Лев Николаевич перестал соблюдать пост и высказывался о духовенстве всё более недоброжелательно.

Конец 1880 х и 1890 е годы ознаменовали выход в свет работ Льва Толстого, в которых нашли свое воплощение мысли писателя: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас». Писатель Лев Толстой постепенно превращался в духовного учителя. Его новое учение получило название – «толстовство» и начало повсюду распространяться. Община толстовцев-духоборов, под влиянием призывов писателя не прибегать к насилию – отказалась выполнять воинский долг. Лев Николаевич помогал им с переселением в Канаду, используя для этого гонорар от романа «Воскресение». В одной из сцен этого произведения весьма саркастически изображено главное таинство христианства – причастие. Для официальной церкви это послужило последним сигналом от «заблудшего» графа и 23 февраля 1901 года Святейший Синод выпустил Определение, в котором говорилось, что «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Мария Николаевна и ее отношение к религии

Сестра писателя Мария НиколаевнаВидя старания брата найти ответы в сложных религиозных вопросах, Мария Николаевна также делает самостоятельные попытки разобраться в них. Ее заинтересовало мнение о религии крестьянина В. Сютаева. Их беседа втроем изложена в трактате Л.Н. Толстого «Так что же нам делать?»

В отличие от брата Мария Николаевна, с возрастом, укреплялась в православном вероучении. Она тоже имела беседу со старцем Амвросием, посетив Оптину Пустынь в 1889 году. Два года (до своей смерти в 1891) отец Амвросий был ее духовным наставником. Итогом их бесед стало ее окончательное решение — уход в монастырь. Сначала Мария Николаевна поселяется в Белевском женском монастыре, откуда пишет брату письмо, объясняя свое решение. С 1890-х у М. Н. появляется собственное жилье при Шамординском монастыре: небольшой домик-келья, сооруженный по плану о. Амвросия.

монастырь шамордино Мария Толстая
Шамордине

Там и прошли ее последние годы жизни, уединенные, наполненные покаянием и молитвами. Никакого разлада между Львом Николаевичем и Марией Николаевной не произошло; скорее можно утверждать, что взаимопонимание между ними лишь укрепилось. Лев Николаевич неоднократно навещал Марию, ставшую монахиней, в Шамордино, называя, скорее шутливо, обитательниц-насельниц «шамординскими дурами». Между тем Мария Николаевна в монастыре совсем не бездельничала. Помимо необходимого физического труда, она оказывала помощь регенту хора, навещала сирот в детском приюте и страждущих в богадельнях. Узнав о церковном решении 1901 года, Мария Николаевна тяжело переживала за брата. Сестру свою писатель Лев Толстой называл «моя совесть».

Поэтому совсем не случаен его поступок: находясь в душевном смятении, тайно покинув Ясную Поляну, Лев Толстой приехал в Оптину Пустынь и вечером 29 октября (1910) поспешил навестить свою Машеньку.

О причинах ухода писателя Льва Толстого из родного дома, да еще тайно и спешно, — писалось и обсуждалось много, на всех уровнях. Назывались и причины:

  • Ожесточенные, непрекращающиеся споры писателя Льва Толстого о наследстве с женой и родными;
  • Разлад в душе, желание уйти из привычной среды и провести остаток жизни в одиночестве;
  • Попытка примириться с церковью, встречаясь и беседуя со старцами Оптиной.

Живя в монастыре, Мария Николаевна знала о неблагополучной обстановке в семье брата из писем. Всегда поддерживая и утешая любимую сестру Машеньку, Лев Толстой теперь сам нуждался в поддержке и помощи. Дочь М. Н. Толстой Елена Оболенская вспоминала, что гостила у матери поздней осенью и присутствовала при встрече.

«Ждали мы долго; наконец, он пришел к нам в шесть часов, когда было уже совсем темно, и показался мне таким жалким и стареньким. Был повязан своим коричневым башлыком, из-под которого как-то жалко торчала седенькая борода. Монахиня, провожавшая его от гостиницы, говорила нам потом, что он пошатывался, когда шел к нам. Мать встретила его словами: 
— Я рада тебя видеть, Левочка, но в такую погоду!.. Я боюсь, что у вас дома нехорошо. 
— Дома ужасно, — сказал он и заплакал». 

 

Мария Николаевна до последних дней жизни своего великого брата пыталась привести его к покаянию. Она считала, что Бог дал брату это последнее испытание через жену Софью Андреевну, самого близкого ему человека. М. Н. Толстая была уверена, что брат, искавший всю жизнь Бога в душе, под конец жизненного пути со всей страстью захотел примирения, полного соединения с Богом, поверив в бессмертие вечной души.

После беседы с сестрой Лев Николаевич вроде бы дал согласие на исповедь, выразил желание нести «самое тяжелое послушание», чтобы при этом не заставляли посещать церковь… Однако ранним утром решение изменил. Не попрощавшись с Марией Николаевной, он выехал в Козельск. Дальнейшие события известны: Софья Андреевна Толстая уже шла по следу, газеты пестрели заголовками. Душевные переживания, волнения спешного ухода сказались на самочувствии писателя. Болезнь вынудила его остановиться в доме ж/д служащего станции Астапово. Там, 7 ноября 1910 года Лев Толстой принял смерть, оставив открытым вопрос о примирении с Церковью.

писатель лев толстойПисатель Лев Толстой и Мария Николаевна. У каждого сложилась своя судьба, но близкие сердечные отношения между ними никогда не прерывались. Л. Н. Толстой виделся с сестрой последний раз – 29 октября 1910 года. Мария Николаевна прожила еще два года, за день до смерти приняв схиму.

Статья о Марии Николаевне —  https://ankalev.ru/mariya-nikolaevna-tolstaya/ ‎

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *