Писатель Лев Толстой и Мария Николаевна Толстая. Духовные искания

Толстые Ясная Поляна

Лев Николаевич ТолстойСвоими произведениями писатель Лев Толстой известен по всему миру. Одной из сторон его творческого наследия было богоискательство. Лев Николаевич много размышлял и осмысливал темы религии. Итогом стала публикация некоторых его работ, в которых рассматривались вопросы веры. Известно также, что взгляды писателя Льва Толстого, изложенные в его трудах, не совпадали с учением официальной Церкви, за что последовало отлучение от церкви автора публицистических работ.

Писатель Лев ТолстойВ данной статье рассматриваются духовные искания двух родных людей: писателя Льва Толстого и его сестры – Марии Николаевны Толстой. В статье  https://ankalev.ru/mariya-nikolaevna-tolstaya/ ‎прослеживается жизненный путь М. Н. Толстой с юности до ее ухода в монастырь. Прочитав статью, становится понятно, что судьба не была к ней благосклонна:

  • Неудачное замужество: разрыв с мужем из-за его измен
  • Увлечение писателем Иваном Тургеневым, окончившееся ничем
  • Отъезд за границу. Короткое счастье с Гектором де Кленом
  • Рождение внебрачной дочери и рухнувшие надежды на брак
  • Скитания, бесцельная жизнь
  • Осмысление ошибок собственной жизни. Размышления над вопросами религиозной веры
  • Решение уйти из мира и стать монахиней

В статье, посвященной М. Н. Толстой, неоднократно подчеркивается дружба между ней и братом Львом Николаевичем, начавшаяся в раннем детстве и продолжающаяся всю жизнь.
Сердечные отношения между братом и сестрой никогда не исчезали. В течение долгой жизни между ними, конечно, возникали споры (их мы коснемся позже), но обоюдное душевное тепло всегда согревало.
Лев и Мария были ровесники – разница в два года никак не ощущалась. Однако, как мужчина, писатель Лев Толстой считал своим долгом опекать сестру, быть ей настоящим другом в преодолении жизненных невзгод, выпавших на ее долю. Будучи писателем, исследователем человеческих душ, Лев Толстой много знал и понимал; в этом плане он, безусловно, превосходил свою романтичную по натуре сестру.

«Дорогой друг мой Машенька»,

— именно так, с любовью обращался к ней Лев Толстой в письмах. Их эпистолярному наследию – более полувека. Переписка опубликована, из нее можно узнать множество фактов теплых душевных отношений между братом и сестрой, а также понять различный их подход к религии и вере.
Жизненные испытания, выпавшие на долю Марии Николаевны, привели ее, в конце концов, к мысли уйти от мирской суеты. Она стала монахиней и скончалась, пережив брата на два года.

Писатель Лев Толстой и Мария Николаевна. Духовные искания

Толстые Ясная Поляна
Брат и сестра Ясная Поляна

Брата и сестру Толстых объединяли не только родственные узы, но и нравственные. К истине и Богу каждый из них пришел собственным путем; временами он не совпадал, бывало, что и резко расходился. В судьбах Льва Толстого и Марии Николаевны ясно выражено страстное искание духовного смысла жизни, истины, не допускавшей никаких отклонений.
У писателя Льва Толстого отношение к религии оставалось сложным на протяжении всей жизни. Противоречивые философско-религиозные искания нередко были для него трудными и порой мучительными. В результате он отошел от православия, выступив в публицистических трудах с критикой догматического учение церкви. Официальная Церковь не признала правильность суждений писателя и наказала его отлучением.

Писатель Лев Толстой — паломничество в Оптину Пустынь. 

монастырь Оптина пустынь
Оптина Пустынь

В Оптиной Пустыни писатель Лев Толстой побывал еще в 1877 году, приехав туда со Н. Страховым. Как уже говорилось, Льва Николаевича интересовали вопросы веры. Ответы на них ему хотелось получить от известного старца и целителя преподобного Амвросия. Приезд в Оптину, беседы с о. Амвросием оказались благотворными и для писателя, и для монахов.

Оптина преподобный Амвросий
Старец Амвросий

Позже Н. Страхов сообщал Льву Николаевичу:

«Сейчас был у меня Павел Александрович Матвеев; он навещал Оптину Пустынь после нас и привез мне целую кучу разговоров об Вас и даже обо мне. Отцы хвалят Вас необыкновенно, находят в Вас прекрасную душу. Они приравнивают Вас к Гоголю и вспоминают, что тот был ужасно горд своим умом, а у Вас нет этой гордости…».

Писатель Лев Толстой и новое учение «толстовство»

В последующие годы размышления о богоискательстве приводят Л. Толстого к основанию им совершенно новой религии, практической, в которой не должно быть разных таинств и догматов и которая должна быть, по его мнению, наиболее полно приближена к потребностям людей в земной жизни, будет давать «блаженство на земле», а не после смерти. От христианства писатель постепенно уходил; его раздражала внешняя обрядовость, уводившая, по его мнению, от главного – поиска смысла жизни. Л. Толстой считал, что верующим людям не нужны церковные службы, что человек может иметь прямое общение с Богом. Лев Николаевич перестал соблюдать пост и высказывался о духовенстве всё более недоброжелательно.

Конец 1880 х и 1890 е годы ознаменовали выход в свет работ Льва Толстого, в которых нашли свое воплощение мысли писателя: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас». Писатель Лев Толстой постепенно превращался в духовного учителя. Его новое учение получило название – «толстовство» и начало повсюду распространяться. Община толстовцев-духоборов, под влиянием призывов писателя не прибегать к насилию – отказалась выполнять воинский долг. Лев Николаевич помогал им с переселением в Канаду, используя для этого гонорар от романа «Воскресение». В одной из сцен этого произведения весьма саркастически изображено главное таинство христианства – причастие. Для официальной церкви это послужило последним сигналом от «заблудшего» графа и 23 февраля 1901 года Святейший Синод выпустил Определение, в котором говорилось, что

«Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Мария Николаевна и ее отношение к религии

Сестра писателя Мария НиколаевнаВидя старания брата найти ответы в сложных религиозных вопросах, Мария Николаевна также делает самостоятельные попытки разобраться в них. Ее заинтересовало мнение о религии крестьянина В. Сютаева. Их беседа втроем изложена в трактате Л.Н. Толстого «Так что же нам делать?»

Оптина Пустынь Амвросий
Старец Амвросий

В отличие от брата Мария Николаевна, с возрастом, укреплялась в православном вероучении. Она тоже имела беседу со старцем Амвросием, посетив Оптину Пустынь в 1889 году. Два года (до своей смерти в 1891) отец Амвросий был ее духовным наставником. Итогом их бесед стало окончательное решение Марии Николаевны — уход в монастырь.

монастырь шамордино Мария Толстая
Шамордино

Сначала Мария Николаевна поселяется в Белевском женском монастыре, откуда пишет брату письмо, объясняя свое решение. С 1890-х у М. Н. появляется собственное жилье при Шамординском монастыре: небольшой домик-келья, сооруженный по плану о. Амвросия. Там и прошли ее последние годы жизни, уединенные, наполненные покаянием и молитвами. Никакого разлада между Львом Николаевичем и Марией Николаевной не произошло; скорее можно утверждать, что взаимопонимание между ними лишь укрепилось. Лев Николаевич неоднократно навещал Марию, ставшую монахиней, в Шамордино, называя, скорее шутливо, обитательниц-насельниц «шамординскими дурами». Между тем Мария Николаевна в монастыре совсем не бездельничала. Помимо необходимого физического труда, она оказывала помощь регенту хора, навещала сирот в детском приюте и страждущих в богадельнях. Узнав о церковном решении 1901 года, Мария Николаевна тяжело переживала за брата. Сестру свою писатель Лев Толстой называл «моя совесть».

писатель лев толстой

Поэтому совсем не случаен его поступок: находясь в душевном смятении, тайно покинув Ясную Поляну, Лев Толстой приехал в Оптину Пустынь и вечером 29 октября (1910) поспешил навестить свою Машеньку.
Об уходе писателя Льва Толстого из родного дома, да еще тайно и спешно, — писалось и обсуждалось много, на всех уровнях. Назывались и причины:

    • Ожесточенные, непрекращающиеся споры о наследстве с женой и родными;
    • Разлад в душе, желание уйти из привычной среды и провести остаток жизни в одиночестве;
    • Попытка примириться с церковью, встречаясь и беседуя со старцами Оптиной.

Живя в монастыре, Мария Николаевна знала о неблагополучной обстановке в семье брата из писем. Всегда поддерживая и утешая любимую сестру Машеньку, Лев Толстой теперь сам нуждался в поддержке и помощи. Дочь М. Н. Толстой Елена Оболенская вспоминала, что гостила у матери поздней осенью и присутствовала при встрече.

«Ждали мы долго; наконец, он пришел к нам в шесть часов, когда было уже совсем темно, и показался мне таким жалким и стареньким. Был повязан своим коричневым башлыком, из-под которого как-то жалко торчала седенькая борода. Монахиня, провожавшая его от гостиницы, говорила нам потом, что он пошатывался, когда шел к нам. Мать встретила его словами:
— Я рада тебя видеть, Левочка, но в такую погоду!.. Я боюсь, что у вас дома нехорошо.
— Дома ужасно, — сказал он и заплакал».

Мария Николаевна до последних дней жизни своего великого брата пыталась привести его к покаянию. Она считала, что Бог дал брату это последнее испытание через жену Софью Андреевну, самого близкого ему человека.

М. Н. Толстая была уверена, что брат, искавший всю жизнь Бога в душе, под конец жизненного пути со всей страстью захотел примирения, полного соединения с Богом, поверив в бессмертие вечной души.
После беседы с сестрой Лев Николаевич вроде бы дал согласие на исповедь, выразил желание нести «самое тяжелое послушание», чтобы при этом не заставляли посещать церковь… Однако ранним утром решение изменил. Не попрощавшись с Марией Николаевной, он выехал в Козельск.
Дальнейшие события известны: Софья Андреевна Толстая уже шла по следу, газеты пестрели заголовками. Душевные переживания, волнения спешного ухода сказались на самочувствии писателя. Болезнь вынудила его остановиться в доме ж/д служащего станции Астапово. Там, 7 ноября 1910 года Лев Толстой принял смерть, оставив открытым вопрос о примирении с Церковью.
Писатель Лев Толстой и Мария Николаевна. У каждого сложилась своя судьба, но близкие сердечные отношения между ними никогда не прерывались. Л. Н. Толстой виделся с сестрой последний раз – 29 октября 1910 года. Мария Николаевна прожила еще два года, приняв схиму за день до смерти.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *