Романсы Вертинского. Почему мы так любим его творчество

дорога длиною в жизнь
романсы вертинского
Александр в образе Пьеро

Романсы Вертинского —  как основа творчества Александра Николаевича, тесно связаны с его биографией, с его «дорогой длиною в жизнь». Об этом можно прочитать в отдельной статье — https://ankalev.ru/doroga-dlinoyu-v-zhizn/

Некоторый певческий и поэтический опыт у Александра имелся. Еще в театре Арцыбушевой он создал себе образ, запомнившийся публике: образ Пьеро. За этой маской скрывалась стеснительность молодого артиста перед зрителями. Голос Александра не был сильным; ему пока не хватало уверенности.

«От страха перед публикой, боясь «своего» лица, я делал сильно условный грим: свинцовые белила, тушь, ярко-красный рот. Чтобы спрятать смущение и робость, я пел в таинственном полумраке».

Восторг публики и аплодисменты дали понять артисту, что его балаганный Пьеро – удачно найденный образ.

А. Вертинский — возвращение в Москву, дружба с Маяковским

маяковский в желтой кофте

Санитарный поезд, с которым Александр колесил от Москвы до линии фронта и обратно – в 1916 расформировали, так что вольно или невольно произошло возвращение молодого человека в круг московской богемы. Поэт- футурист Владимир Маяковский стал его другом. Вместе они носились по улицам столицы с раскрашенными лицами, в желтых кофтах, удивляя, а иногда и пугая прохожих. Выступали в кабачках, намеренно затевая публичный скандал. Это был своеобразный молодежный вызов. Их поведение и одежда  служила протестом против теплой, сытой, обывательской жизни. Однако, если Маяковский был одержим революционными идеями, то для Вертинского их выходки были всего лишь забавной игрой. Александр лелеял мечту: он очень хотел попасть на профессиональную сцену. И у него получилось.

Романсы Вертинского – новый образ Пьеро

песни вертинского
В новом образе

Александр вновь пришел в знакомый театр миниатюр. На самых первых своих выступлениях Вертинский появлялся в белом балахоне. Позже цвет пришлось сменить…

Романсы Вертинского, а лучше сказать, песенки, небольшие ариетки, — в большинстве своем сентиментальны; это печальные стихотворные рассказики о богемной жизни, романтической любви, несбыточных мечтах нежных героинь. Духи, манто, перчатки, бокалы, горжетки – все это оживало в его песнях и очаровывало публику.

Политика мало интересовала артиста, но по иронии судьбы его бенефис был назначен на 25 октября 1917 года. В Петрограде брали Зимний, но и в Москве было неспокойно… Маленький театр в Петровских линиях был переполнен.

Вертинский вышел в строгом черном одеянии с белым шейным платком.  Тема  его романсов также несколько изменилась. Хотя Пьеро был прежним печальным паяцем, но черный цвет имел какой-то зловещий оттенок, пророчески предсказывая грядущую гражданскую войну.
Публика с замиранием сердца слушала пение Вертинского. Пьеро грезил о далеких сингапурах, лиловых неграх, попугае Флобера, но тосковал он и о бедных горничных и несчастных солдатиках. Сочинения Вертинского певца оказались близкими всем слоям и сословиям населения России. После удачного концерта, заваленный цветами, Вертинский отправился домой на извозчике. Послышалась стрельба.

«Слезай, барин! Дальше не поедем».

Пришлось цветы оставить у памятника на Тверской…

Романсы Вертинского – успех и слава

Александр, окрыленный успехом, гастролировал по всей России. Он чувствовал, что музыку его публика запоминает и сопереживает героям его романсов. И действительно, исполнение Вертинским собственных сочинений завораживало. Известность и слава артиста в столицах и провинции была высокой еще и потому, что ноты и тексты его романсов из-за большого спроса печатались огромными тиражами и массово распространялись.

Одесса

Исторические события, произошедшие в России, А. Вертинским до конца поняты не были. Хаос, разруха коснулись его, как и многих других в то историческое время. Поэт и композитор резко отреагировал на гибель трехсот юнкеров Александровского училища в Москве, сочинив легендарную песню, которая будет многие годы исполняться – «То, что я должен сказать» (другое название «Я не знаю, кому и зачем это нужно»). По поводу этого романса певца даже вызывали в ЧК для объяснений…

Опустевшая голодная Москва 1918 года… Высокопоставленная «чистая» публика стремилась уехать. Но не из России – пока. Предполагая, что обстановка изменится и все будет по-прежнему – люди переселялись ближе к югу, в города, где пока еще было сытно: Киев, Харьков, Одессу. Вертинский успешно гастролировал по малороссийским городам в 1918/19 годы. Образ Пьеро на время был отставлен. Артист выступал в черном фраке с белой гвоздикой в петлице.

одесса периода интервенции
Одесса

Одесса как нельзя лучше подходила для того, чтобы переждать лихие времена. Город был наполнен иностранными военными интервентами. Однако по-прежнему функционировали фешенебельные кафе и рестораны, театр и кинематограф.

песни вертинского
Актриса Вера Холодная

Актриса Вера Холодная тоже приехала сюда с группой кинодеятелей. Ее дружба с А. Вертинским была теплой и нежной. Знаменитый романс «Ваши пальцы пахнут ладаном» был посвящен ей. Читайте подробно об этом: — https://ankalev.ru/vashi-paltsyi-pahnut-ladanom/

В Одессе в жизни А. Вертинского произошло знаменательное событие: он познакомился  с одним из лидеров белого движения — генералом Слащевым. Как-то, приехав с фронта, тот захотел послушать исполнение А. Вертинским романса о погибших юнкерах.

«Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!»

одесса генерал яков слащев
Генерал Слащев

Генерал внимательно слушал. О чем думал? О чем вспоминал? Ведь совсем скоро он и Вертинский покинут Одессу на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» вместе с частями оставшейся белой армии.
Времена изменились, все кончилось как-то вдруг… Из-за наступления войск Красной армии  генералу Врангелю пришлось оставить Севастополь.

Покинул Одессу и Вертинский в ноябре 1920 года. К нему пришло понимание того, что покидают южный город люди того круга, для которого он пел, его публика, с удовольствием слушавшая его песни… Кроме того, певец опасался могущую быть опасность новых властей из-за его длительного нахождения на «белой» территории в качестве любимца генерала Слащева.
Романсы Вертинского… Они продолжали жить собственной жизнью и в зарубежном периоде бытия певца. Об этом речь еще впереди.
А теперь послушаем. В исполнении Александра Вертинского звучит романс памяти юнкеров — «Я не знаю, зачем это нужно».
https://youtu.be/9hw1cFyUW30

Рекомендую к прочтению близкие по теме статьи:

Биография Веры Холодной

Родные и близкие

Ваши пальцы пахнут ладаном

Дорога длиною в жизнь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *