Творчество Игоря Майорова. Мир и образы художника

художник Игорь Майоров
Автопортрет

Творчество Игоря Майорова. Оно включает в себя серии рисунков по темам: «Ленинград», «Ночные бабочки», «Цветочницы», «Пьяницы», «Незнакомки», «Люди и город».
Из предыдущей статьи‎ «Игорь Майоров»  https://ankalev.ru/igor-mayorov/  ‎вы узнали основные биографические сведения из жизни художника; данный материал поможет нам глубже войти в мир этого незаурядного мастера кисти.
Давайте вспомним основные вехи короткой, но яркой по творчеству жизни питерского живописца.

  1. Родился в Ленинграде, посещал художественный кружок в Доме пионер
  2. Поездка в Индию на Международный конкурс детского рисунка, где получил Гран-При.
  3. Первая судимость — взял на себя вину за брата (младшего).
  4. Положительное в тюрьме: овладел мастерством чеканки, что очень пригодилось после освобождения.
  5. Вторая судимость — защищал пожилую женщину. Превысив самооборону, убивает человека.
  6. Друг И. Майорова — Р. Габитов — сумел подключить авторитетных личностей для защиты художника. И. Майорова отпустили.
  7. Жизнь в Башкирии (г. Октябрьский) в семье Роберта Габитова.
  8. Возвращение в Ленинград. Неустроенность бытия в сочетании с плодотворной работой.
  9. Тяжелая болезнь (рак почек) и ранняя смерть (в 44 года)

Творчество Игоря Майорова

Творчество Игоря Майорова поражает: им создано около 200 живописных картин и 5000 акварелей; несколько десятков чеканок. Художника еще интересовала иллюстрация. Пером и тушью им создан цикл рисунков по книге «Двенадцать стульев», а также к произведениям О’Генри.
Большое сожаление вызывает то, что при таком количестве работ не было организовано ни одной персональной выставки! У Майорова никогда не было собственной мастерской. Жил он по большей части неустроенно, «нескладно», дружил с алкоголем… Его работы были известны лишь узкому кругу художников и друзей в Питере и Москве.

Слава, эта капризная дама, пришла лишь после кончины Игоря. Собрав все силы, друзья И. Майорова организовали выставку большого количества его работ: живопись, акварель, чеканку — все то, что успели собрать. Очень многое было утеряно безвозвратно: известно, что своими рисунками художник «расплачивался» за квартиру, еду, да и просто раздаривал. В Европе выставка имела триумфальный успех. Работы питерского художника были приняты на «ура» и охотно раскупались. Теперь многие зарубежные частные коллекции гордятся тем, что у них есть «Игорь Майоров».

Вглядываясь в акварели И. Майорова понимаешь, что перед нами художник высочайшего класса. Кажется, что никаких технических трудностей в творчестве он не испытывал, с одинаковым успехом мог писать вполне реалистическую картину такими подручными средствами, как спичка, щепка или палец. Зачастую у художника просто не было денег, чтобы купить хорошие кисти, краски и холст. Создавая свои многочисленные акварели, он использовал стальную лопатку (мастихин). И любуясь на акварели, мы получаем огромное эстетическое наслаждение, не задумываясь, КАК это сделано, чтобы добиться такого впечатления у зрителя.

Игорь Майоров – серия рисунков «Ленинград»

Любимый для художника родной Ленинград. В работах Игоря Майорова можно видеть творческий мостик: Ленинград советский как бы перекликается с Петербургом Достоевского и Блока.
Вот мнение одного из художественных критиков:

В виртуозных акварелях Игоря Майорова отразилась эпоха — Петербург 70-80-х годов нашего столетия. Стремительность свободных линий, непредсказуемость интуитивных наложений цветовых пятен — вот его авторский почерк. Умелая кисть мастера в своей небрежной элегантности, говорит о подлинном мастерстве и высокой культуре художника. Его Петербург — это высокие, мокрые здания, влага, повисшая в воздухе, размытость улиц и площадей, которые, однако, своей европейской выстроенностью и цветовым многообразием напоминают парижские бульвары. Колорит этих листов несколько приглушенный — в них света ровно столько, сколько, вообще, возможно в Петербурге, туманном и дождливом. И видятся петербургские призраки, и за прекрасной ложью архитектурных фасадов скрываются его бродяги и лишние женщины, и мизансцены вращаются в своем колеблющемся калейдоскопе.

Лучше не скажешь. Посмотрим работы.

творчество игоря майорова

творчество игоря майорова

Творчество Игоря Майорова – цикл «Цветочницы»

Рассмотрим несколько листов этой серии. Они напоминают рисунки «под старину». Понимаешь любовь художника к ушедшей культуре прошлых веков… Молоденькие девушки и дамы постарше в длинных платьях с корзинами цветов. Они все разные, эти цветочницы, хотя именно цветы их объединяют (они еще и на шляпах). В цикле работ «Цветочницы» можно увидеть своеобразный конфликт: прекрасное и невозможное. французская цветочницаС одной стороны — грациозные девушки изысканной Франции (у которых есть куртуазные кавалеры) и тут же — немного стеснительные, испытывающие неустроенность жизни русские девушки с проглядывающей печалью в глазах. картина майорова цветочницаЖенский идеал прекрасного в творческом понимании художника Игоря Майорова — это хрупкость в сочетании со страданием, женская незащищенность и в то же время способность к неземной любви и желание ее. Слегка намеченный фон изображений как нельзя лучше гармонирует с некоторой призрачностью, обреченностью красоты.

Серия работ – «Бабочки», «Пьяницы»

картина пьяницаВ этих циклах рисунков — иные контрасты. Перед нами проходит серия персонажей полуночной жизни. С необычайным художественным мастерством выразительно переданы характеры и лица. Оступившиеся женщины, которых хочется назвать мадоннами, чьи-то музы… Мужчины (одни и с дамами),сидящие в задумчивости — завсегдатаи дешевых кафе. Мутновато глядя в бокал с недопитым вином, они вспоминают свое «прошлое», которое все-таки не дает им покоя… и в то же время — равнодушны к окружающему их: к событиям (вдруг возникающей драке), да и к рядом сидящей «музе».

пьяная девушкаВ изображениях нет никакого гротеска или сатиры. Художник не обличает, он сострадает, взывает к милосердию, с болью воспринимая их неприкаянную жизнь. Мы чувствуем, как любовно он изображает своих героев во всех их проявлениях жестокой правды — распущенности, экзальтации. Сквозь пьяное забвение они пытаются осмыслить себя. незнакомкаВместе с художником Игорем Майоровым и мы — зрители, проникаемся жалостью к персонажам, к их несчастным, изломанным, а иногда и трагическим судьбам.

картина женщина проституткаЕго проститутки также не вызывают какого-то гнева или брезгливости. Героинь художника отличает искренность. Да, они оступились и неудачная судьба обошлась с ними неласково, презрев мечту. Что теперь? Невостребованность жизни, монотонное тягучее существование – вот их настоящее. Когда-то, в прошлой жизни, они были привлекательны, да и сейчас, по инерции, иногда «строят глазки»… Эти опустившиеся мадонны пришли в кафе, чтобы хоть немного забыться… Сидя за столиком с отрешенным взглядом, они пытаются вспомнить, «поймать» в душе что-то хорошее из прошлого и сохранить…

Творчество Игоря Майорова – успех после смерти

Безусловно, обидно понимать, что такой талантливый художник, как Игорь Майоров, не получил должного признания при жизни. Настоящий успех пришел уже после смерти (1991), когда поклонники искусства европейских стран воочию увидели живопись художника из России Игоря Майорова. Как уже говорилось, выставка, организованная друзьями Игоря, «проехала» по Европе. Невероятный успех и восхищение! Началась гонка за произведениями Майорова. Огромное количество его работ было вывезено из родной страны и беспрепятственно продано на аукционах Мюнхена, Лондона, Парижа, Гамбурга. По ценам 1990-х годов любая акварель Игоря стоила 2-3 тысячи марок. Что же говорить о живописных полотнах? Помимо официальных продаж было много случаев нелегального вывоза работ И. Майорова. Таможенники Санкт-Петербурга неоднократно задерживали людей, пытавшихся незаконно лишить Россию живописи талантливого мастера.

Вновь процитируем искусствоведа:

Игорь Майоров был сложный, глубоко ранимый человек. Используя каждую свободную минуту, он создавал. Только работа могла вернуть ему радость жизни и смысл существования. И он работал. Работал, как жил — неистово, без пауз и передышек. Высокий, крупный, синеглазый бородач, напоминавший былинного героя, сочинял стихи и не роптал на судьбу. В его стихотворении есть строчка: «Кому везло — мне не везло, но в невезенье этом, может, был счастлив я…» Он никогда не жаловался на жизнь, принимая ниспосланную ему судьбу как данность. Он отдавал последние деньги, мог осыпать незнакомку цветами. И он же мог во хмелю упасть на колени перед мавзолеем и обратиться к Богу.

человек с бокаломТворчество Игоря Майорова — мир и образы художника. Такими они были. Эта статья не последняя о выдающемся мастере живописи. Ведь И. Майоров писал еще и стихи! Об этом — в следующий раз.

вот предыдущая статья https://ankalev.ru/igor-mayorov/ ‎

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *