Великий немой. Зарождение и развитие русского немого кинематографа

кадр из фильма

 

великий немой
момент съемки фильма

Великий немой. Это словосочетание понятно всем. Речь идет о немом кино: «синема» – фильмы без звука. Великий немой… Его создавали настоящие мастера режиссуры, а роли исполняли талантливые актеры, их имена также известны всем. Это – Чарли Чаплин, Рудольфо Валентино, Пола Негри, Клара Боу. Это зарубежные деятели. Отличилась и Россия, тоже громкие имена режиссеров: Яков Протазанов, Александр Ханжонков, Сергей Эйзенштейн. Великий немой никак не мог обойтись и без великих актеров, составивших славу российского немого кино. Эти имена тоже знакомы: Иван Мозжухин, Алла Назимова, Вера Холодная, Фаина Раневская.

Великий немой – тема статьи, которую вы читаете. Мы поговорим о братьях Люмьер, «отцах» немого кино; о месте немого кино в искусстве  о методах съемок фильмов.

Великий немой – немного истории
>

Впервые кино как искусство зародилось на Западе еще в XIX веке. Сначала появилась фотография; без нее никакое кино не было бы возможно. Давайте проследим, как шло развитие немого кино и отметим важные вехи в его развитии. За полтора десятка лет (1878 – 1895) мир узнал о таких изобретениях:

  • 1878 – При установке нескольких фотоаппаратов, впервые была запечатлена на пленке скачущая лошадь; сделал это на хронофотографическом снимке Эдвард Мэйбридж.
    • 1884 – Джордж Истмен создал фотоэмульсионную негативную фотобумагу.
    • 1888 – На фотобумаге появились короткие киноролики: «Сцена в саду Роундхэй», и «Движение транспорта по мосту Лидс».
    • 1889 – Компания Eastman Kodak выпустила рулонную фотопленку.
    • 1891 – 20 мая – демонстрация фильма «Приветствие Диксона». Это произошло благодаря изобретению Т. Эдисона «Кинетоскопа».
    • 1894 – США. В Нью-Йорке на Бродвее, а несколько позднее и в других городах (Сан-Франциско, Чикаго) – были открыты так называемые «кабинеты» с несколькими «Кинетоскопами». Зрители могли через специальный окуляр просматривать короткие ролики.
    • 1895, 13 февраля. Знаменательный для истории день – изобретение “Синематографа”. Братья Луи и Огюст Люмьеры получили патент на свой аппарат. Теперь можно было показывать фильмы на экране большому количеству зрителей.
    Зрители и экран! Это было поистине историческое событие. С тех пор развитие кинематографа неуклонно шло вверх.

Братья Люмьеры
 

великий немой
Луи и Огюст Люмьеры

Кто они такие? Братья Луи и Огюст взяли для своего изобретения идею американца Томаса Эдисона. На тот момент в США уже существовал кинопрокат, правда, своеобразный. За плату любой желающий мог войти в кабинку и остаться наедине с окуляром кинетоскопа, изобретенного Т. Эдисоном.

Французы Люмьеры, безусловно, признавали гениальность изобретения Т. Эдисона. Однако, заразившись идеей «живых фотографий», решили усовершенствовать изобретение американца. Они приобрели его аппарат, изучили, разобрав его до винтика, и – создали свой! Позже, в Америке, возникла тяжба с Томасом Эдисоном, но… братья сумели ее уладить.

Итак, кинетоскоп был усовершенствован и теперь движущееся изображение можно было смотреть не одному человеку в кабинке, а большой группе людей в просторном зале. Один из первых фильмов, сделавший семейству Люмьер рекламу их бизнеса, был «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер». Фильм получился коротким и отец сказал сыновьям, что «не хватает размаха». Воодушевленные результатом братья принялись за дело.

Старший Люмьер был горд за сыновей. Он посмотрел первую в мире комедию «Политый поливальщик» и хохотал от души. Пресса разрекламировала изобретение и вскоре парижане толпами шли в синема.

 

прибытие поезда
Поезд на экране

Особое впечатление – шок и восторг одновременно – вызвал фильм «Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота». Поначалу зрители с первых рядов в панике убегали – ведь прямо на них двигался локомотив! Даже после рассказов об этом новые зрители кто с любопытством, а кто и с опаской шли на сеанс.

Братья Люмьеры – их дальнейшая деятельность

Они успешно развивали ее в области кинопроката. Луи и Огюсту поступало множество деловых предложений. Их бизнес шел в ногу со временем. Братья производили киноаппараты, сдавали их в аренду, снимали фильмы, придумывая всё новые сюжеты. Работа кипела. Крупные европейские города – Рим, Кельн, Мадрид, Лондон – познакомились с изобретением Люмьеров.
Первооткрыватели чудесного мира кино – Луи и Огюст Люмьеры прожили долгую жизнь (83 и 91), оставив после себя множество разных изобретений как в науке, так и в бизнесе.

Великий немой – особенности и методы съемки
 

 

С конца XIX и начале XX столетия инструментарий для съемок был примитивным. К деревянной раме крепился покрашенный серым или коричневым фоном холст. Чтобы в кадре была видна вся декорация, киноаппарат ставили особым образом. Обычно внизу справа указывалась торговая марка студии. Средних и крупных планов в то время не было; героев снимали в полный рост и передвигаться они могли лишь в определенных границах, которые обозначали прибитые к полу планки. Если ноги оказывались “отрезаны” – дубль считался испорченным.

съемка фильма
Съемка фильма

Искусственного освещения при создании фильмов в те годы еще не было; обходились естественным дневным; проходил он через стеклянную крышу (подобная ситуация была и с фотоателье). Ортохроматическая пленка, используемая для съемки, была нечувствительна к красному цвету, поэтому, для достоверности деталей изображенного лица (губы, глаза) – использовался специальный грим.

Чтобы зрители воспринимали «движущиеся картинки» как непрерывное действие, а не как набор отдельных изображений, нужно было перематывать кинопленку с определенной скоростью. Люмьер установил скорость 16 кадров в секунду. Этот стандарт был выгоден в коммерческом плане: расход 35-мм кинопленки составлял 1 фут в минуту, что облегчало все расчеты. Таких показателей придерживалось большинство кинопрокатчиков при показе фильмов. Но поступали так не все.

Владельцы кинотеатров, видя, что публика буквально осаждает здание, стремясь попасть на сеанс, нарушали правила. Киномеханики крутили ручку с более высокой скоростью, чтобы сократить время показа фильма и увеличить количество сеансов. Скорость иногда доходила до 30 кадров в секунду; были случаи, что и до 50. Сплошное мельтешение кадров на экране… некоторым нравилось – они топали-хлопали, тем самым выражая восторг.

Постепенное вытеснение немого кино звуковым
 

Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Однако даже первые попытки применения звука в фильмах воспринимались режиссерами крайне негативно. Рассуждения кинодеятелей были таковы: они считали, что немое кино есть самая чистая форма кинематографа и появление звука лишит прежних достижений в киноискусстве, звуковые фильмы потеряют интернациональность.
Голливуд всерьез опасался потери своих доходов из-за возможного сокращения экспорта кинокартин. И все же эра звукового кино неумолимо приближалась. Вернулся стандарт скорости, заданный Люмьерами – 16 кадров/сек.

Великий немой…

В статье мы проследили, как создавалось немое кино, познакомились с особенностями и методами съемки немого кино, узнали факты жизни братьев Люмьеров. В Россию зарубежные фильмы стали ввозить почти сразу. Оригинальное русское немое кино появилось позже. Выдающейся актрисой российского кинематографа была Вера Холодная. Фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом. Проявили свой талант русские режиссеры немого кино, среди которых – Александр Ханжонков.

Рекомендую прочитать статьи, связанные с этой темой:

Биография Веры Холодной https://ankalev.ru/vera-holodnaya-biografiya/

Немые фильмы Веры Холодной

 

Великий немой. Зарождение и развитие русского немого кинематографа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх