Великий немой — история создания немого кино. Братья Люмьер

 

немое кино синематограф

Синема

Великий немойтак называли «синема» — кинематограф без звука. Почему великий? Да потому, что создавали фильмы выдающиеся деятели режиссуры, играли – без преувеличения! – великие актеры. Достаточно назвать имена. Их довольно много, укажем лишь некоторые.
• Рудольф Валентино
• Клара Боу
• Пауль Венегер
• Чарли Чаплин
• Пола Негри
• Луиза Брукс
Назовем и российских кинодеятелей:
• Александр Довженко
• Сергей Эйзенштейн
• Дзига Вертов
• Леонид Трауберг
• Александр Ханжонков
• Яков Протазанов
• Всеволод Пудовкин
• Евгений Бауэр
А также некоторых замечательных актеров:
• Вера Холодная
• Алла Назимова
• Иван Мозжухин
• Фаина Раневская

Великий немой – тема сегодняшней статьи. Вы узнаете об особенностях немого кинематографа как искусства, познакомитесь с создателями великого немого — братьями Люмьер, а также с методами съемки беззвукового фильма в то время.

Великий немой – немного истории

аппарат юратьев люмьерВпервые кино как искусство зародилось на Западе еще в XIX веке. Конечно, никакое кино не было бы возможно без изобретения в первой половине XIX века фотографии. Процесс совершенствовался и вскоре появилась хронофотография, с помощью которой можно было видеть, как быстро двигаются люди и животные. Давайте проследим, как шло развитие великого немого и отметим важные вехи. За полтора десятка лет (1878 – 1895) мир узнал о таких изобретениях:

• 1878 – При установке нескольких фотоаппаратов, впервые была запечатлена на скачущая лошадь; сделал это на хронофотографическом снимке Эдвард Мэйбридж.
• 1884 – Создана фотоэмульсионная негативная фотобумага Джорджем Истменом.
• 1888 – Создание коротких кинороликов на фотобумаге. Это были «Сцена в саду Роундхэй», и «Движение транспорта по мосту Лидс»;
• 1889 – Выпуск компанией Eastman Kodak первой рулонной фотопленки;
• 1891 – 20 мая демонстрировался фильм «Приветствие Диксона» благодаря изобретению Томасом Эдисоном устройства, которое называлось «Кинетоскоп».
• 1894 – США. В Нью-Йорке на Бродвее, а несколько позднее и в других городах (Сан-Франциско, Чикаго) – были открыты так называемые «кабинеты» с несколькими «Кинетоскопами». Зрители могли через специальный окуляр просматривать короткие ролики.
• 1895, 13 февраля. Знаменательный для истории день! — изобретение «Синематографа». Братья Луи и Огюст Люмьеры получили патент на аппарат. Теперь можно было показывать фильмы на экране большому количеству зрителей.
Зрители и экран! Это было поистине историческое событие. С тех пор развитие кинематографа неуклонно шло вверх.

Великий немой – изобретение братьев Люмьер

великий немой

Луи и Огюст Люмьеры

Братья Люмьер — кто они такие? Французы, взявшие для своего изобретения идею американца Томаса Эдисона. На тот момент в США был кинопрокат, — своеобразный. Любой желающий мог заплатить, войти в кабинку и остаться наедине с окуляром эдисоновского кинескопа.
Луи и Огюст Люмьеры, безусловно, признавали гениальность изобретения Т. Эдисона. Однако, заразившись идеей «живых фотографий», решили усовершенствовать изобретение американца. Они приобрели аппарат, изучили, разобрав его до винтика, и – создали свое!

Усовершенствованный кинетоскоп с движущимся изображением для просмотра не одним человеком в кабинке, а большой группой людей. Старший Люмьер был доволен сыновьями. Он посмотрел первую в мире комедию «Политый поливальщик» и хохотал от души.
Но до комедии был создан один из первых фильмов, сделавший семейству Люмьер рекламу их бизнеса: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер». Фильм был очень короткий и отец сказал, что «не хватает размаха». Воодушевленные результатом братья принялись за дело.

Вскоре парижане, узнав о новинке из прессы, с удовольствием толпами шли в синематограф.

великий немой

сеанс фильма

Особое впечатление – шок и восторг одновременно – вызвал фильм «Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота». Поначалу зрители с первых рядов в панике убегали – ведь прямо на них двигался локомотив! Даже после рассказов об этом новые зрители с любопытством, но и с опаской шли на сеанс.

Братья Люмьер – дальнейшая деятельность

Они успешно развивали ее в области кинопроката. Луи и Огюсту поступало множество деловых предложений. Их бизнес шел в ногу со временем. Братья производили киноаппараты, сдавали их в аренду, снимали фильмы, придумывая всё новые сюжеты. Работа кипела. Крупные европейские города – Рим, Кельн, Мадрид, Лондон – познакомились с изобретением Люмьер.
аппарат юратьев люмьерВесной 1896 года на Парижской выставке, продемонстрировав свои фильмы, братья Люмьер были признаны изобретателями и получили патент. Позже, в Америке, возникла тяжба с Томасом Эдисоном, но… братья сумели ее уладить.
Первооткрыватели чудесного мира кино – Луи и Огюст Люмьеры прожили долгую жизнь (83 и 91), оставив после себя множество разных изобретений как в науке, так и в бизнесе.

Великий немой – особенности и методы съемки

великий немой

момент съемки фильма

С конца 19 и начале 20 столетия они были примитивными. К деревянной раме крепился покрашенный серым или коричневым фоном холст. Чтобы в кадре была видна вся декорация, киноаппарат ставили особым образом. Обычно внизу справа указывалась торговая марка студии. Средних и крупных планов в то время не было; героев снимали в полный рост и передвигаться они могли лишь в определенных границах. Их обозначали прибитые к полу планки. Если ноги оказывались «отрезаны» — дубль считался испорченным.

Искусственного освещения при создании фильмов в те годы еще не было; обходились естественным дневным, который проходил через стеклянную крышу (подобная ситуация была и с фотоателье). Ортохроматическая пленка, используемая для съемки, была нечувствительна к красному цвету, поэтому, для достоверности деталей изображенного лица (губы, глаза) — использовался специальный грим.

немой фильм кадр

Кадр из фильма

Чтобы зрители воспринимали «движущиеся картинки» как непрерывное действие, а не как набор отдельных изображений, нужно было перематывать кинопленку с определенной скоростью. Люмьер установил скорость 16 кадров в секунду. Этот стандарт был выгоден в коммерческом плане: расход 35-мм кинопленки составлял 1 фут в минуту, что облегчало все расчеты. Таких показателей придерживались кинопрокатчики при показе фильмов. Но не все.
Владельцы кинотеатров, видя, что публика буквально осаждает здание, стремясь попасть на сеанс, нарушали правила. Киномеханики крутили ручку с более высокой скоростью, чтобы сократить время показа фильма и увеличить количество сеансов. Скорость иногда доходила до 30 кадров в секунду; были случаи, что и до 50. Сплошное мельтешение кадров на экране… некоторым нравилось – они топали-хлопали, тем самым выражая восторг.

Великий немой – вытеснение немого кино звуковым

Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Однако даже первые попытки применения звука в фильмах воспринимались режиссерами крайне негативно. Рассуждения кинодеятелей были таковы: они считали, что немое кино есть самая чистая форма кинематографа и появление звука лишит прежних достижений в киноискусстве, звуковые фильмы потеряют интернациональность.

Голливуд всерьез опасался потери своих доходов из-за возможного сокращения экспорта кинокартин. И все же эра звукового кино неумолимо приближалась. Вернулся стандарт скорости, заданный Люмьерами.

Луи и Огюст Люмьеры

Памятник братьям Люмьер

Великий немой – история создания немого кино. В статье мы проследили, как создавалось немое кино, познакомились с особенностями и методами съемки немого кино, узнали факты жизни братьев Люмьер. 

В Россию зарубежные фильмы стали ввозить почти сразу. Оригинальное русское немое кино появилось позже. О выдающейся личности — режиссере и продюсере — статья «Александр Ханжонков»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *